Встречают по одежке! Самая необычная мода разных эпох
Уже давно одежда перестала быть просто способом защиты от холода. Кроме её функциональности появилась эстетическая и творческая функция. Помимо простых и понятных большинству трендов в мире моды возникают и те вещи, смотря на которые, ты не понимаешь, зачем это вообще придумали.
Как появилась мода?
Истоки моды как таковой можно проследить ещё в древних цивилизациях. Например, в Древнем Египте знатные особы украшали себя сложными париками и драгоценностями, а в Древней Греции и Риме одежда отражала социальные различия. Однако изменения в стиле происходили крайне медленно, и лишь с ростом городов, торговли и культурного обмена он стал развиваться.
Мода в её современном понимании начала формироваться в позднем Средневековье. Тогда одежда перестала быть просто предметом быта и стала средством демонстрации статуса, вкуса и индивидуальности. В XIV–XV веках в Европе появились первые признаки трендов. Например, пулены — мужские туфли с заостренным и закрученным носом или высокие конусообразные головные уборы (атуры) у женщин. Такие элементы подчеркивали социальное положение и богатство, а их распространение во многом зависело от королевских дворов и аристократии, которые задавали тренды. Широкое распространение мода получила благодаря журналам в XVII веке и развитием швейной промышленности.

Интересный факт: первый модный журнал появился в 1672 году и назывался Le Mercure Galant. Периодическое издание рассказывало о новостях светской жизни того времени, а в одном из разделов печатались иллюстрации о парижской моде для мужчин и дам. Через несколько лет в Великобритании появился журнал посвященный только женской моде — The Lady’s Magazine, а также издание The Female Spectator. Мода начала набирать обороты.
Когда мы свернули не туда?
Странная, эпатажная или просто нелепая одежда существовала всегда. Уже в Древнем Египте фараоны и знать носили головные уборы с символами богов, которые могли выглядеть экстравагантно, например, корона в форме птицы или змеи. В Древнем Китае был жестокий модный тренд «ножки-лотосы» — бинтование ног, когда пальцы и стопу девочек просто ломали, чтоб она смогла надеть очень маленькие туфельки.

Настоящий расцвет странной моды начался в Средневековье и эпоху Ренессанса, когда Европа увлеклась абсурдными тенденциями: мужчины щеголяли в камзолах с неестественно узкой талией, а женщины — в каркасных юбках-панье шириной в несколько метров. В ту эпоху мужчины носили «гульфики» — мешочки на поясе, которые подчеркивали гениталии. Этот аксессуар считался символом мужественности, хотя сейчас он бы выглядел скорее комично. Ещё один странный тренд — чопины XIV–XVII веков, обувь на платформе высотой до 50 см, которую носили венецианские аристократки. Ходить в них было почти невозможно, но чем выше платформа, тем статуснее считалась дама.
Модники средневековья тоже умели стилизовать наряды. Они носили не очень удобные горгеры — гигантские кружевные воротники, которые мешали есть и поворачивать голову. Завершает список «шляпа-шапокляк» XIX века — цилиндр с пружинным механизмом, который можно было складывать и раскладывать. Современникам это казалось гениальным изобретением, но сейчас напоминает скорее трюк из цирка.

Эти примеры доказывают, что необычная мода существовала всегда. Она не была практичной, зато точно не скучной!
Сейчас всё по-другому… или нет?
Если вы думаете, что такая странная и неудобная мода осталась в прошлом, то вы глубоко заблуждаетесь. Создается ощущение, что бренды с мировым именем соревнуются между собой в том, чтобы сделать самые необычные одежду и аксессуары. Наша редакция нашла компании, которые из года в год приводят к широкому обсуждению в сети, поражая людей креативностью.
- Schiaparelli
Итальянский дом Schiaparelli — один из самых необычных и влиятельных в истории моды. Его основала Эльза Скиапарелли в 1927 году. В отличие от классической элегантности Chanel, Скиапарелли славилась провокацией и художественными экспериментами. Дизайнер воплощала в жизнь самые смелые идеи: платье скелет, шляпы-туфли и аксессуары в форме насекомых.

После смерти создательницы популярность Schiaparelli постепенно угасала, что привело к закрытию в 1954 году. Однако бренд смог возродиться в 2012 и продолжить дело Эльзы. Сегодня он удивляет платьями с золотыми легкими и головами животных, шляпами с скальпом, а также туфлями с выделенными человеческими пальцами.

- Rick Owens
Основанный американским дизайнером Риком Оуэнсом в 1993 году, бренд стал альтернативой традиционному люксу. Его «базой» стал чёрный цвет, асимметрия и агрессивные силуэты. Отдельно можно выделить неотъемлемую часть образов — массивную обувь со странной шнуровкой.
Показы Owens отражают натуру своего создателя, они полны перфомансов и скандалов. Один из самых известных показов состоялся в 2016 году. На нём одна модель была привязана к телу другой вниз головой!

- Balenciaga
Кто не знает этот скандальный бренд. С момента своего основания в 1919 году испанский дом моды стал синонимом авангарда, инноваций и смелого переосмысления традиций.
После ухода основателя Кристобаля Баленсиага в 1968 году Balenciaga на время потеряла актуальность, пока фирма Jacques Bogart S.A. не выкупила её в 86-ом году прошлого века. Свои лучшие времена бренд проживал с 2015 года благодаря дизайнеру и креативному директору Демна Гвасалия, который превратил Balenciaga в главного представителя шокирующего люкса.
Модный дом Balenciaga создал такие уникальные вещи, как драный и ржавый комплект из штанов и джинсовки за 5 тыс. долларов, кроксы на каблуке, платье из скотча и много-много всего необычного.

- AVAVAV
Если Balenciaga — это про странность и авангард, а Rick Owens — про готический минимализм, то AVAVAV — мода как перформанс, где каждый показ превращается в абсурдистский спектакль, а одежда становится арт-объектом.
Молодой Скандинавский бренд, созданный в 2017 году, вызвал большой ажиотаж в мире моды и за считанные сезоны стал главным провокатором индустрии. Его создатели Линда и Адам Фриберг ценят самовыражение, при этом стремятся улучшить экологическую обстановку в мире, поэтому производят свои «монструозные» вещи, по типу сапог-лягушек из маловостребованных тканей, которые могли бы быть выброшены на помойку.

В AVAVAV тоже любят странные модные перфомансы. Одним из самых вирусных стал показ 2023 года. Девушки и юноши шли по подиуму, постоянно спотыкались и падали. А в 2024 году была представлена коллаборация с Adidas, где модели пробегали стометровку по стадиону-подиуму в новых нарядах.
Странные ботинки с пальцами, кепки с летящим элементами, сумки в виде сшитых кроссовок — все это про новый, но уже ставший легендарным бренд AVAVAV.

Бриллианты — лучшие друзья девушек
Без аксессуаров любой образ не будет полным, особенно сейчас, когда стилизация в одежде невероятно важна. Рассмотрим несколько брендов украшений, которые дополнят странные образы не менее странными элементами.
- NADINE GHOSN
Гвоздем от Картье уже никого не удивишь, а вот браслет в виде детских мелков Crayola или карандашей выглядит уже более оригинально.
Надин Гон создает украшения, вдохновляясь обычными вещами и поп-культурой: кольцо в виде детальки лего или набор из семи колец, которые составляют гамбургер. Но на этом девушка не остановилась: в ее магазине можно приобрести колье в виде наушников, усыпанных бриллиантами, или браслет-велосипедная цепь из золота. Настоящие ценители могут приобрести набор шармов-суши за 47 тысяч долларов.

- Y/Project
Y/Project — не так известен, однако это не мешает ему создавать по-настоящему авангардные и необычные украшения и одежду. Бренд был основан в 2010 году и завирусился благодаря объемным серьгам со среднем пальцем и массивным украшениям в виде роз или рук, которые выглядят не очень удобными и достаточно тяжелыми для носки. Отдельно можно выделить браслеты в виде реалистичных пауков и огромные спиральные серьги из бусин.

К сожалению, в январе 2025 года Y/Project закрылся, так как никто не выкупил компанию после смерти создателя, а их креативный директор Гленн Мартенс перешел в знаменитый модный дом Maison Margiela, где теперь занимает аналогичную должность.
- Chopard — animal collection
Анималистичный принт практически каждый сезон оказывается в тренде. Несмотря на это, не каждая модница захочет носить украшения в виде лягушки, попугая или, например, креветки. Однако швейцарский ювелирно-часовой бренд Chopard так не думает! На свое 150-летие он создал коллекцию из 150 уникальных ювелирных украшений, в которой можно найти зверей с разных уголков нашей планеты. Они представлены в виде браслетов, ожерелий, брошей, серег и колец. Некоторые изделия выглядят очень эстетично и гармонично, другие же слишком комично. Как, например, бусы-свинка или кольцо в виде утки.

В чём причина популярности таких вещей?
В XXI веке странная одежда и аксессуары набирают популярность как форма самовыражения в эпоху цифрового перенасыщения, где необычные образы помогают выделиться в соцсетях и привлечь внимание. Молодое поколение ценит такую эстетику, воспринимая её как способ бросить вызов традиционным нормам и выразить индивидуальность.
Кроме того, влияние поп-культуры, социальных тенденций и трендов в сети подталкивает дизайнеров к экспериментам с необычными формами, материалами и концепциями, превращая одежду в арт-объекты. В ход идет все, что может как-то подсветить существующие проблемы в обществе — от заботы об экологии до критики культуры потребления.

Ты в этом на улицу не выйдешь!
Странная одежда и аксессуары постепенно перекочевывают с подиумов и лент соцсетей в повседневную жизнь, однако большинство адаптирует экстремальные тренды через более «носибельные» версии. Например, вместо лягушачьих сапог от AVAVAV носят ботинки таби, похожие на копытца.
Это обусловлено не только тем, что такие вещи не приняты в обществе, но и тем, что большинство из них просто неудобные и ходить в них постоянно невозможно.

Так носить или нет?
На этот вопрос невозможно дать однозначный ответ. Если вы считаете необычную моду полным абсурдом, то, конечно, вас никто не заставит такое надевать, просто будьте собой! Однако если вы хотите выделяться, то начните с малого — одного яркого аксессуара или необычного кроя, постепенно наращивая «странность».
Мы можем лишь с уверенностью сказать, что настоящий стиль не в слепом следовании трендам, а в умении сочетать их со своей индивидуальностью. В конце концов, главное правило моды — получать удовольствие от того, что на вас надето.