Тенденции последних пяти лет в Российской культуре: от кино до литературы
За последние пять лет российская культурная сфера претерпела значительные преобразования. Влияние социальных, политических и технологических факторов привело к изменениям в формах самовыражения, тематике произведений и способах взаимодействия с аудиторией. Такие тенденции ярко проявились в кинематографе, литературе, музыке и театре. Эта статья посвящена анализу актуального развития отечественной культуры.
Кино: рост, переосмысление
С 2020 года наблюдается явная ориентация российского кинематографа на отечественную аудиторию. В центре внимания оказываются исторические сюжеты, патриотические мотивы и ценности семейной жизни. Фильмы о выдающихся фигурах прошлого, такие как «Девятаев», «Подольские курсанты» и «Первый Оскар», завоёвывают заслуженную популярность. Эти кинокартины обращаются к героическим страницам истории, подчеркивая важность памяти и национальной гордости.
Согласно совместному исследованию ВЦИОМ и Российского общества «Знание» от августа 2024 года среди людей старше 36 лет наибольший интерес вызывают исторические фильмы, документальные ленты и комедии. Кроме того, посещаемость российских фильмов в кинотеатрах выросла вдвое с 2020 года: в 2023 году их посмотрели 87 миллионов зрителей по сравнению с 42,5 миллионами в 2020 году.
Постер к фильму «Подольские курсанты». Источник: «Кинопоиск»
Дополнительное исследование, проведённое в 2020 году, показало, что патриотические фильмы играют важную роль в воспитании гражданской позиции у молодёжи и военнослужащих, способствуя формированию уважения к истории и национальным ценностям. Это связано с ростом интереса аудитории к теме патриотизма и возникновением социального запроса на соответствующий контент. Особенно остро эти темы лежат последние три года.
Одновременно отмечается возрастающий интерес к экранизациям произведений современной литературы, что указывает на стремление к взаимообогащению различных видов искусства. Наглядным примером такого явления является сериал «Зулейха открывает глаза», созданный по роману Гузель Яхиной и получивший высокую оценку как у зрителей, так и у профессиональных критиков.
Литература: новые голоса и формы
Одним из заметных трендов является рост популярности молодежной прозы Young Adult, которая затрагивает темы самоидентификации, социальной адаптации и межличностных отношений. Дмитрий Утробин, генеральный директор «МИФ», отмечает: именно YA-сегмент растёт стремительнее всех на отечественном книжном рынке. Это неудивительно, ведь молодежная проза как никогда точно улавливает пульс времени, затрагивая темы, которые волнуют современную молодежь.
Обложка книги Марии Степановой «Памяти памяти». Источник: «Литрес»
Кроме того, отмечается растущий интерес к экспериментам в области формы и языка. Авторы всё чаще обращаются к жанрам автофикшн и документальной прозы, стремясь посредством личного опыта передать свои переживания и осмыслить исторические события. Ярким примером такого подхода является роман Марии Степановой «Памяти памяти», который представляет собой синтез мемуарной, эссеистической и художественной форм повествования.
Музыка: вертикальный контент и новая искренность
С 2020 года потоковое воспроизведение стало преобладающим методом потребления музыкального контента в России. В том же году рынок цифровых композиций продемонстрировал значительный рост, превысивший 17%, достигнув объема $273 млн, при этом около 90% этой суммы приходилось на долю стриминговых платформ. Несмотря на уход с российского рынка международных сервисов, таких как Spotify и Deezer, к 2023 году отечественные платформы, в том числе «Яндекс Музыка», сумели компенсировать потери и обеспечить дальнейшее увеличение доходов музыкальной индустрии. Прогнозируется, что к 2025 году доля стриминга в общей структуре рынка цифровой музыки достигнет 94%.
В настоящее время наблюдается возрастание популярности микрожанров, в частности гиперпопа, который активно продвигается среди молодежи благодаря коротким видео. Социальные сети окончательно утвердились в качестве основного канала продвижения музыкальных исполнителей.
С другой стороны наблюдается тенденция к возрождению и модернизации традиционной русской музыки. Современные исполнители всё чаще обращаются к истокам, переосмысляя народные мелодии и ритмы в контексте современной музыкальной сцены. Такие эксперименты способствуют не только сохранению культурного наследия, но и его представлению молодому поколению в новом, актуальном формате. Синтез старины и новизны создаёт уникальное звучание, которое завораживает слушателей и привлекает к себе внимание. В частности, использование русских народных мотивов в современных музыкальных жанрах, таких как drill, стало весьма популярным и востребованным явлением.
В последние годы российская музыкальная индустрия продемонстрировала впечатляющую способность к адаптации и саморазвитию. Несмотря на уход международных участников рынка, трансформацию моделей потребления контента и влияние социальных процессов, отрасль не только устояла, но и ускорила темпы своего роста. Музыканты активно осваивают цифровые платформы для распространения творчества, экспериментируют с жанрами и звучанием, в то время как аудитория становится активным участником музыкального процесса посредством социальных сетей. Такие явления свидетельствуют о формировании более независимой, гибкой и разнообразной музыкальной экосистемы в России.
Театр: эксперименты с новыми формами взаимодействия
За последние пять лет российский театр претерпел значительные изменения, отражающие как внутренние трансформации, так и влияние глобальных тенденций. Одной из ключевых особенностей этого периода стало активное внедрение цифровых технологий в театральную практику. Фестивали, такие как Digital Opera в Санкт-Петербурге, стали платформой для экспериментов с мультимедийной сценографией и режиссурой, объединяя классическое искусство с современными цифровыми решениями. Это позволяет привлечь молодую аудиторию и расширить границы традиционного театрального восприятия.
Проекты Teatr.doc, «Гоголь-центр» (до закрытия), «Электротеатр Станиславский» открыли новые формы диалога со зрителем. Театр всё чаще выходит за рамки сцены — развиваются документальные постановки, вербатим и иммерсивные спектакли.
Вербатим (от англ. verbatim — «дословно») — это форма документального театра, возникшая в ХХ веке. Спектакли в этом жанре полностью состоят из реальных монологов, диалогов участников или свидетелей каких-либо событий, перепроизносимых актёрами. Данная техника делает постановку максимально приближённой к живому разговору.

Фотография со спектакля/Электротеатр Станиславский. Источник: «Forbes»
Особое внимание уделяется развитию национальных театров в регионах, что способствует сохранению культурного многообразия страны. Создание Ассоциации национальных театров в 2022 году направлено на поддержку творческих инициатив и укрепление единства народов России. Это подчеркивает стремление к сохранению и развитию национальных традиций в театральном искусстве.
Культура как зеркало и компас
В последние годы русская художественная жизнь демонстрирует динамичное развитие, характеризующееся обновлением форм, инструментов и подходов к творческой деятельности при сохранении уважения к историческим традициям и культурному наследию. Ключевыми тенденциями выступают цифровизация и интеграция новых технологий в сферу искусства. Такие процессы расширяют доступность искусства для более широкой аудитории, в том числе молодежи, и способствуют диверсификации творческих практик. Распространение иммерсивных и интерактивных форматов в театре и музыкальной индустрии стимулирует вовлечённость зрителей и посетителей, превращая их из пассивных наблюдателей в активных участников культурной среды. Государственные программы, такие как «Пушкинская карта» и поддержка региональных творческих инициатив, играют важную роль в популяризации искусства среди молодежи и развитии инфраструктуры в сфере культуры в регионах. В условиях геополитической нестабильности возрастает значение развития национальных традиций и поддержки духовной самобытности. Эта тенденция проявляется в росте числа национальных проектов и усилении акцентов на популяризацию русского языка и наследия народов России.