Текст о том, как писать текст

Каждому студенту хотя бы раз приходилось писать текст, будь то учебное задание, доклад, курсовая или даже пост на страничку в социальные сети. Далеко не все делают это быстро и без особых усилий. Искусство написания текстов постигается путём многолетнего опыта, но простые рекомендации помогут развить этот навык быстрее. Редакция EduSMI расскажет тебе о правилах копирайтинга и о том, как можно было избежать тавтологии в заголовке.

Текст — то, в чём выражается большинство информации, которая нас окружает. Просторы интернета полны материалов, причём большинство из них — с ошибками. Мы ещё не совершенны в написании текстов, но азы этого дела уже постигли. 


Вместе с интернет-маркетологом и старшим преподавателем направления «Реклама и связи с общественностью» Московского городского педагогического университета Елизаветой Игнатенко пошагово рассмотрим, как написать хороший текст.


  • Изучи целевую аудиторию будущего текста
  • «Целевая аудитория определяется не только изданием, но и платформой, на которой будет размещен материал. Если ты создаёшь свой блог, то разработай портрет целевой аудитории. Помощник в определении читателей СМИ — медиакит, где можно найти данные исследований аудитории издания», — рассказала интернет-маркетолог.

  • Определись с форматом
  • «Перед тем, как писать текст нужно определить его формат в соответствии с задачей и целевой аудиторией. Какой он? Статья для интернет-СМИ, новостная заметка или пост в социальные сети?», — комментирует Елизавета.

    Стиль будущего материала тоже зависит от выбранного формата, поэтому не стоит выбирать тот, в котором тебе будет сложно писать.

  • Выбери тему текста
  • «Следующим шагом будет изучение тематики для текста и поиск актуальной, проверенной информации. Читай новости, следи за мировыми трендами и будь в курсе последних событий. Прежде, чем начать писать, подумай, будет ли материал интересен читателю. Полезный инструмент для того, чтобы узнать, что сейчас популярно — Google Trends», — отмечает спикер.

    Эти этапы следуют друг за другом и имеют прямую взаимосвязь.

Теперь в твоей голове нарисовалась картинка будущего материала. Самое время начинать писать!


  • Составь скелет материала
  • Даже если ты пишешь что-то короткое: заметку или пост в социальные сети, предварительно наметь структуру. Она поможет грамотно раскрыть идею и не отойти от темы. Скелет будущего текста должен состоять из тезисов, которые помогут погрузиться в тему и найти полезную информацию.

  • Раскрой тезисы
  • Следующий шаг — написание самого текста. Для этого потребуется чуточку фантазии и много фактуры. Искать информацию можно везде: в интернете, в социальных сетях, в книгах, на уличных вывесках. Главное — не забудь о фактчекинге. Найденные данные нужно проверять минимум с помощью трёх источников. Беспроигрышный вариант — написать материал совместно с экспертом.

    «Комментарий спикера сделает ваш текст более «живым», повысит доверие читателей к материалу и его полезность», — рассказала Елизавета.

    Где найти эксперта?

    «Анализируй информационное пространство. Полезный инструмент — TenChat, где можно найти любого эксперта от digital-маркетолога до физика» — советует интернет-маркетолог.

    Помни, что первая версия материала — это черновик, который не будет идеален. Он дополняется и корректируется в процессе написания.

  • Следи за соответствием текста теме
  • Периодически проверяй, отражает ли то, что ты пишешь, тему текста. Если найдёшь расхождение — не переживай.

    «Проанализируй материал и подумай, можно ли подкорректировать заголовок? Если да, то проблема решена. Если нет, то поработай с «телом» текста. Перепиши или удали проблемные части. Лайфхак, который поможет заранее избежать этой проблемы — составление плана с чёткой структурой», — рассказывает Елизавета.

  • Отдохни и перечитай результат
  • Не менее важное в работе с текстом — перерывы. Невозможно написать хороший материал за один подход (редакция EduSMI так не считает). Нужно сделать паузу, а после неё заново перечитать работу. Свежим взглядом ты быстрее найдёшь все ошибки и недочёты.

«Самые распространённые ошибки: работа с непроверенными источниками и переписывание чужих текстов. Рерайт уместен, но не всегда», — дополнила интернет-маркетолог.

Источник: Freepik

Материал почти готов, структурно тебе всё нравится, но чего-то не хватает? Всмотрись в сам текст и попробуй его улучшить. Мы выделили основные правила, которых стоит придерживаться при вычитке текста:

  • Проверяй материал на грамотность
  • Грамотность — первое правило копирайтера. Пользуйся орфографическим словарём, поисковой строкой или специальными сервисами: text.ru, главред, advego.ru.

  • Проверяй текст на повторы
  • Для этого можно использовать сочетание клавиш Ctrl + F и начать вводить слово. Ты сразу увидишь, какие слова стоит заменить на синонимичные.

  • Пиши в соответствии с жанром и TOV

    Каждый жанр текста подразумевает свою эмоциональную окраску: заметки мы пишем в информационном стиле без оценочности, а пост в социальных сетях можем сделать как развлекательным, так и информационным. Если позволяет стилистика, используй юмор или иронию. Tone of voice — манера общения с читателем. Некоторые медиа подразумевают официальный стиль общения, а некоторые — взаимодействуют с аудиторией «на равных». Соблюдать TOV важно, потому что это, в первую очередь, уважение к тем, кому предназначен текст.

Помни, текст сам себя не напишет. Чтобы что-то получилось, нужно открыть пустой документ и начать работу. А дальше пальцы сами начнут печатать по клавишам…

Источник: Freepik