Тайна закадрового голоса: Михаил Новицкий о профессии актёра озвучки

В мире кино и анимации профессия актёра озвучки становится всё более востребованной, открывая двери к возможностям самовыражения и творческого воплощения. От мультфильмов до видеоигр – мастера озвучки вдыхают жизнь персонажам, создавая яркие образы и эмоции, которые видит зритель. Пообщались с актёром озвучки и дубляжа Михаилом Новицким. Заглянули с ним в закулисье профессии, узнали про проблемы людей в этой сфере, процесс записи, а также почему озвучивание больше, чем просто говорить в микрофон.

«Позволь себе быть эмоциональным»

Про опыт работы в других областях актёрского мастерства

В театре я со своего младшего возраста, там практиковал разные образы, работал с речью. Был вокал, в киноиндустрии каскадерство. Работа в кино помогла стать максимально продуктивным, выносливым, потому что график 6/1 и в основном по 14-16 часов. Такие условия сделали меня пунктуальнее, работоспособнее.

Про навыки, наиболее важные в профессии

Необходимо актерское мастерство и любовь к профессии. Работа требует сочетания различных навыков, включая пластику и технику речи, а также практику в разных жанрах и на разных языках. Основным требованием является заинтересованность. Важно развивать голосовые навыки, а также уметь слушать себя и анализировать. Совершенству нет предела.

Про эмоциональные сцены и техники в такой работе

Единственная моя специальная техника – это актерское образование. Я понимаю, какая эмоция мне нужна, что нужно из себя достать. Самое главное — разобраться в своих чувствах и абсолютно избавиться от зажимов. В этой работе, если ты хотя бы чуть-чуть схалтуришь, это очень легко определят на слух. Хочешь справляться с такими сценами – позволь себе быть эмоциональным.

Про работу с эмоциями без визуального контакта

Если брать литературу, то там будет написано: «И вошел он в гнев, и сказал…». Уже с этого момента начинаем разгонять эмоцию, соответствующую тому, что хотел передать автор. Когда ты стоишь у микрофона, всегда визуализируешь в голове того персонажа, которого озвучиваешь. Если его нет, то придумываешь в голове.

Фото из личного архива Михаила Новицкого

«Голос — целое поле для экспериментов»

Про создание уникальных голосов

Есть такая штука, называется актерские штампы. Ты можешь быть бабушкой, дедом, Спанч Бобом, ленивцем, кем угодно. Когда появляется новый персонаж, каким бы он ни был, ты из прототипов собираешь нового героя, который точно так же станет твоим актерским штампом. Все уникальные персонажи — это хорошо отрепетированные старые. Голос — целое поле для экспериментов.

Про адаптацию в зависимости от жанра

В анимации, документальных фильмах есть своя жанровость. Если брать мультфильмы, есть визуально от чего отталкиваться, все гиперболизировано. В видеоиграх присылают скриншот персонажа с его описанием, и тебе нужно смоделировать его в голове. У документальных кинокартин важность в темпе и в том, что такую информацию нужно крайне заинтересованно подавать. У каждого жанра есть свои критерии.

Про адаптацию в зависимости от жанра

С закадровой озвучкой всё довольно просто – ты должен быть эмоциональным переводчиком. Рассказывать все реплики, которые говорит персонаж. Как друг, который помогает понимать, о чем речь. Если говорить про дубляж — это актерское. Его задача — минимизировать чужеродность текста оригинала и создать иллюзию того, что фильм создан на языке перевода.

Про баланс между профессиональными требованиями и творческим самовыражением

В данной сфере деятельности можно творить в рамках роли. Одна часть моей работы — это преподавание. Там подаешь информацию с творческим подходом, как ее видишь сам. Существуют всегда любительские проекты, а чтобы закрыть гештальт с тем, чему не хватает самовыражения, мы открыли собственную студию, где действительно делаем, что хотим, много экспериментируем и позволяем творчеству жить и толкать нас вперед.

Про технические аспекты

Я начинал свою карьеру на YouTube со страшных историй, где познакомился с самыми первыми программами. Было трудно, но изучая, постепенно разобрался. Сейчас есть аудиоредакторы, которые хорошо развиты в техническом плане, уже легче. Как справляюсь? Я могу спокойно работать как звукорежиссер, режиссер, видеограф, монтажер. Все навыки давно заложены со времён кино.

О процессе озвучки

Самый основной и сложный процесс подготовки к записи и озвучке —найти материал, написать под него монтажный лист, это где разбит весь текст, распределить всё по персонажам, сделать правильный перевод в зависимости от того, какой жанр мы озвучиваем. Перед началом записи стоит уделить время, чтобы понять психологию героя. Когда начинается работа, единственная задача — не болеть и немного разогреться.

Про трудности во время записи

Периодически бывает так, что персонаж противоположен тебе и сложно к нему подобраться. По голосу тембрально схожи, но характер антагонистический. С таким тяжелее всего работать. Приходится в голове придумать образ, погрузить себя в предлагаемые обстоятельства, чтобы тебе было от чего отталкиваться, и уже играть роль. Самое сложное – это создавать такие образы и удерживаться в них.

Фото из личного архива Михаила Новицкого

«Секрет формы моего голоса – постоянная работа»

Про работу с режиссером

У режиссёра есть своё видение, этот человек знает, как работа должна выглядеть. Правки будут, если вдруг ты не попал по логике речи или режиссер наперед знает сюжет и понимает, к чему эта сцена ведет. В момент, когда нужно, он включает микрофон и говорит, что надо поправить.

Про секреты сохранения голоса

Секрет формы моего голоса – постоянная работа. Если что-то использовать каждый день, оно довольно в хорошем тонусе. Когда я учился на вокальном курсе, нам рассказали про гигиену голоса, чего нельзя делать, чтобы повреждать связки. Самое главное, конечно, хорошо есть и спать. Без этого все остальное работает примерно процентов на 30. Также нужно периодически ходить к фониатру* если есть проблемы.

Про будущее профессии с искусственным интеллектом

Я думаю, что генерация голоса, какой бы она крутой не была, это всегда будет машина. Пока у искусственного интеллекта не будет собственного сознания, он не сможет передать чувства, эмоции без человека.

«Твоя цель зайти далеко — двигайся с командой»

Советы для тех, кто хочет попробовать себя в озвучивании

Я бы советовал попробовать. Просто сесть и сделать. И не только в озвучивании, во всем. Из всех ребят, кто меня окружает, не так много историй, когда человек изначально хотел стать актером озвучивания. Делайте, и, если чувствуете, что ваше — работайте. Самое главное, что хочу донести до новичков — это не просто менять голос, дурачиться, озвучка — такая же цельная профессия, она очень сложная и многосоставная. Куда больше, чем шутя говорить в микрофон.

Советы для начинающих актёров озвучки

Попробовать себя в разных жанрах, не прыгать выше головы. Начать с самой базовой вещи, после двигаться вперед, аккуратно разбирая жанры, не терять энтузиазм. Наверное, самый главный совет — хочешь идти быстро, иди один, но это будет сложно. Твоя цель зайти далеко — двигайся с командой.

Про первые заработки начинающих актёров

Новички смогут получать первые деньги за озвучку, где угодно. Мой первый доход был с YouTube. У нас есть много фриланс-платформ. Имеется возможность отправить свой голос на радиостанции, телестанции, потому что везде присутствуют бренд-войсы, рекламы, и это все актуально. Можно пробовать себя на аудиоплатформах, вроде ЛитРес. Профессия актёром озвучки заставляет тебя искать. Не бойтесь быть собой, если ты можешь сделать из себя человека шоу, то перед тобой открыты все дороги.

Быть диктором — это больше, чем просто работа, это увлекательное искусство, сочетающее в себе творчество, технологии и глубокую эмоциональную связь с аудиторией. В последние годы спрос на озвучку значительно возрос, и это связано со стремительным развитием индустрии развлечений: мультфильмы, видеоигры, подкасты и аудиокниги нуждаются в талантливых голосах, способных рассказать истории и создавать целые миры.

Однако, хотя профессия озвучивания может показаться на первый взгляд простой, она требует от актеров чрезвычайно высокого мастерства. Помимо четкого произнесения слов, вам нужно придать разным персонажам уникальные индивидуальности и эмоции, чтобы воплотить их в жизнь. Актерский талант, навыки редактирования звука и развитый эмоциональный интеллект — важные инструменты для успеха в качестве актера озвучивания. Студии не просто ищут голос, они ищут настоящую личность, которая может придать персонажу жизнь и индивидуальность.

Если вас волнует возможность творить волшебство своим голосом, и вы хотите глубже погрузиться в мир озвучки, стоит окунуться в эту увлекательную профессию. Развивайте свои таланты, изучайте новейшие технологии, узнавайте, как работают профессиональные студии и как разработать свой уникальный голос для разных медиаформатов. Каждый шаг в этом процессе может привести к огромным возможностям и захватывающим проектам, которые могут изменить не только вашу жизнь, но и жизнь вашей целевой группы. Начните свое путешествие в мир озвучки прямо сейчас!

*Фониатр — врач, занимающийся диагностикой и лечением патологий голосового аппарата.