«Секреты Джузеппе Арчимбольдо»: маньеризм и сюрреализм XVI века в современном представлении

Этот художник — гений, сумевший опередить свое время на сотни лет. Задолго до появления сюрреализма он создавал картины-головоломки, заставляя зрителей сомневаться перед ними портрет или натюрморт? Иммерсивная мультимедийная выставка от «АртДинамикс» раскрыла секреты творца.

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1526 или в 1527 году. Его отец тоже был художником и стал своему сыну учителем, передав знания о профессии. О раннем периоде творчества художника сохранилось мало сведений, но известно, что Арчимбольдо начинал свою карьеру в качестве витражиста, а также расписывал фрески и гербовые щиты. В 22 года он вместе с отцом несколько лет работал над созданием витражей для Миланского собора, что является первой задокументированной работой художника.

Автопортрет
Источник: artchive.ru

Интересный факт: Арчимбольдо-старший дружил с одним из учеников Леонардо да Винчи — Бернардино Луини. Он и его сын поддерживали общение с Джузеппе и показывали ему альбомы и записи да Винчи, оставшиеся после него.

В 1562 году Джузеппе Арчимбольдо был приглашен ко двору императора Максимилиана II. Он переехал в Вену и стал исполнять обязанности придворного декоратора, живописца: организовывал празднества и торжества, театральные постановки, выбирал и покупал произведения искусства для дворца и необычные вещи для императорской кунсткамеры. В этом городе он прослужил около двадцати лет.

В 1570 году Арчимбольдо переезжает ко двору императорского наследника Рудольфа II в Прагу. Здесь он получает титул пфальцграфа — это граф, управляющий дворцом. Его художник заслужил за написание одной из самых знаменитых работ в собственном стиле — «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна». 

Арчимбольдо вернулся в Милан после служения императорам, здесь прошел завершающий период его творчества и последние годы жизни. Он скончался в возрасте 66 лет. 

Смотря на работы Арчимбольдо, сложно представить, что они были написаны в XVI веке. Тогда огромный вклад в развитие живописи внесли художники с другим стилем. Например, Тициан и Рафаэль с их реалистичными картинами на библейские и мифологические сюжеты — в духе эпохи Высокого Возрождения, завершившейся как раз в одно время с рождением Арчимбольдо. 

Даже маньеристы, к которым причисляется Джузеппе, писали другое. Вряд ли найдется что-то общее между картинами Якопо Понтормо «Снятие с креста», Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» и работами Арчимбольдо. Первые писали людей в неестественных позах, используя контрастную цветовую палитру и добавляя персонажам аффективные жесты. Последний же собирал образ человека как пазл, делал из тарелки с овощами настоящее, живое и эмоциональное лицо. 

Картина-перевертыш: портрет и натюрморт с корзиной и фруктами
Источник: artchive.ru

Художник после своей смерти был фактически забыт на несколько сотен лет. Вспомнили о нем лишь в начале XX века, когда зародилось новое направление в живописи — сюрреализм. Тогда идеи и работы Арчимбольдо стали востребованными и узнаваемыми. Сальвадор Дали называл его художником, стоящим у истоков сюрреализма. 

Что же хотел донести миру Джузеппе Арчимбольдо? Во-первых, он показал, что человек — это конструкция из множества деталей, а не единый образ. Как в его картинах портрет состоит из бутонов цветов и плодов растений, так и душа содержит в себе большое количество деталей, собирающих нас в полноценную личность. Во-вторых, он продемонстрировал, что живопись не обязательно должна быть вычурно идеальной и божественно прекрасной, она может быть и смешной, и шокирующей. Арчимбольдо доказал, что искусство — это не отражение реальности, а ее пересборка. Его идеи визуально остроумны и философски глубоки, а работы остаются актуальными и в наше время. 

В Москве и Санкт-Петербурге в музее «АртДинамикс» проходит выставка «Секреты Джузеппе Арчимбольдо», на которой в современном мультимедийном формате можно ближе ознакомится с творчеством художника. Здесь оно представлено не в статичном виде, как в большинстве музеев, а в подвижном, что позволяет прочувствовать атмосферу искусства маньеризма.

Картины здесь собираются и разбираются при вас на маленькие частички — так можно лучше увидеть из каких элементов состоят работы мастера. Благодаря вниманию к деталям знаменитых портретов можно лучше понять замысел Арчимбольдо: посетители одновременно видят и общую картину, и символизм ее составляющих. 

К некоторым произведениям применили 3D-реконструкцию, чтобы появилась возможность рассмотреть их со всех сторон. 

Источник: личный архив

Посетителей сопровождает аудиогид, разбитый на короткие фрагменты с описанием каждой картины, а также с общей информацией о художнике. Для непрофессионалов в живописи самостоятельно разгадать смысл работ Арчимбольдо довольно сложно, но здесь всё проще: достаточно надеть наушники, чтобы его причудливый мир открылся вам. 

Итак, выставку стоит посетить, если вы любите искусство во всех его проявлениях, интересуетесь необычным творчеством художников любых эпох и не хотите тратить время на непонятные и скучные лекции. 

В начале XXI века прошли первые масштабные выставки, посвященные творчеству Джузеппе Арчимбольдо, а мультимедийные технологии позволили по-новому взглянуть на его наследие.

Несмотря на всемирную известность, сохранилось не так много оригинальных работ Арчимбольдо — около 20 картин. При этом их стоимость на аукционах относительно невысока для художника такого уровня: 5–10 млн долларов. Сегодня некоторые из них можно увидеть в крупных музеях, таких как Лувр, Галерея Уффици и Венский музей истории искусств.

Кадр из мультфильма «Ух ты, говорящая рыба»

Влияние Арчимбольдо вышло далеко за рамки классического искусства. Его идеи вдохновили создателей мультипликаций — например, в сериале «Гравити Фолз» (серия «Летоуин») появляется монстр, собранный из конфет. В советском короткометражном мультфильме «Ух ты, говорящая рыба!» один из персонажей предстает в виде лица, составленного из продуктов. 

Кроме того, его стиль стал основой для целого направления в современном искусстве — фуд-арта, в котором художники создают портреты и картины из настоящей еды, продолжая и развивая идею «съедобных» метаморфоз, начатую еще в XVI веке.

Источник: kulturologia.ru

Арчимбольдо остается не просто мастером прошлого, а художником, чьи идеи продолжают жить в поп-культуре, цифровом искусстве и даже в кулинарном творчестве, доказывая, что его визуальные эксперименты актуальны и спустя пять веков. Можно утверждать, что Джузеппе Арчимбольдо конструировал красоту из хаоса, превращая обыденные предметы в шедевры.