Репетиторство в XXI веке: профессия или нечто большее?

В современном мире знания становятся все более важным ресурсом, а с развитием технологий и изменений в образовательной системе, репетиторство становится актуальной темой для обсуждения. Согласно результатам исследования, проведённого сервисами «Работа.ру» и «Подработка», более половины участников опроса из России (54%) выделяют до 10% своих доходов на дополнительные занятия для детей. Аналитические данные также показывают, что количество вакансий для тютерев увеличилось на 87,8% в августе 2024 года в сравнении с прошлогодними показателями. Возникает вопрос: следует ли считать репетиторство профессией, или это нечто иное?

Репетиторство имело место на протяжении всей истории, даже в советское время. Хотя термин тогда не использовался, дополнительное часы работы с учеником после основных уроков, чтобы улучшить знания, можно считать аналогом «уроков с тьютором». С тех пор образовательная система в России пережила изменения: появились такие аббревиатуры как ЕГЭ и ОГЭ. Детям стало сложнее соответствовать требованиям быстро меняющегося мира. Высокая конкуренция при поступлении в вуз и требования на рынке труда подталкивают родителей искать дополнительные источники развития для своих чад. Репетиторство стало одним из способов получить индивидуальное внимание и специализированные знания, которые не всегда могут быть предоставлены в рамках школьного или университетского образования.

Репетиторство можно рассматривать как профессию, поскольку оно требует определенных навыков и знаний. Многие репетиторы имеют специальное образование в области педагогики, психологии или в предметной области, по которой преподают. Наша редакция пообщалась с репетитором по английскому Анастасией Ярославской и репетитором по истории и обществознанию Анной Астаховой и выяснила, почему их профессия так важна на рынке труда.

Анастасия Ярославская, репетитор по английскому языку 

Анастасия: «Репетиторы — это такие же учителя, они проводят занятия в несколько иной форме (индивидуально, пары или мини-группы). У них тоже должны быть профессиональные навыки и определённые черты характера. Обычно тьюторы быстрее находят общий язык с учениками, поэтому могут помочь не только с предметом, но и с развитием таких качеств, как уверенность в себе, ответственность и дисциплина».

Анна: «Обесценивание любой профессии я не приемлю. Когда люди обращаются ко мне с конкретной просьбой, почему бы не оказать помощь и не считать эту деятельность профессиональной? Часто репетитору приходится тратить больше усилий и энергии, поскольку он полностью посвящает себя каждому ученику. Кроме того, я нередко выступаю не только как источник знаний, но и как психолог, тренер и поддержка для детей».

Репетиторство в обществе часто воспринимается как способ заработка, поскольку доходы репетиторов могут превышать зарплаты учителей. Тьюторы самостоятельно устанавливают цены, организуют работу, выбирают клиентов и продвигают услуги, что делает их деятельность схожей с предпринимательством. На правовом уровне репетиторство признано предпринимательской деятельностью, требующей регистрации в качестве ИП. Согласно статье 32 закона «Об образовании», репетиторы должны иметь педагогическое образование, опыт и квалификацию. Если привлекаются наемные сотрудники, необходимо подтвердить их уровень образования. При работе без сотрудников репетитор может оформить статус самозанятого. 

Чтобы добиться высоких результатов в этой деятельности, нужно каждый день работать над собой. Невозможно стать хорошим специалистом без знаний и навыков. Они приходят со временем, поэтому Анна считает, что хороший заработок репетитора – это залог его дальнейшего развития как профессионала. Что же нужно сделать, чтобы стать успешным в этой сфере?

Анна Астахова, репетитор по истории и обществознанию

Анастасия: «Успешный преподаватель — это не всегда про большие деньги. Сейчас, чтобы и развиваться в профессии, и хорошо зарабатывать, репетитору нужны дополнительные навыки. Например, умение представить себя, навык продаж (как устных, так и письменных), понимание финансов и умение общаться с людьми.

При этом нельзя забывать про профессиональный рост. Если репетитор хотя бы год не прокачивает навыки, он уже начинает проигрывать другим».

Анна: «Чтобы стать хорошим репетитором, нужно иметь желание развиваться и не бояться делать ошибки. Они будут на первых этапах и в дальнейшем, но умение их признать и работать над ними — это залог личностного развития. Также важно регулярно обновлять знания, поскольку мир постоянно меняется, и система образования не стоит на месте. Если считать себя лучше других, то это путь в никуда и, скорее всего,  вы обречены на провал. Не стоит упускать и тот факт, что важно прислушиваться к ученику: смотреть на его сильные и слабые стороны, составлять индивидуальный план, уметь выслушать, если есть какие-то проблемы или вопросы, чтобы потом полностью погрузиться в процесс обучения».  

Тем не менее существует мнение о том, что репетиторство — это больше увлечение, чем полноценная профессия. Многие студенты занимаются этой деятельностью в свободное время, чтобы подработать. Ценники на занятия обычно невысокие из-за небольшого опыта и отсутствия педагогического образования, но родители предпочитают выбирать профессионала своего дела и готовы платить больше. Так происходит из-за стереотипа о том, что студент не может дать хорошую базу для сегодняшнего школьника. Однако важно помнить, что даже те, кто выбирает эту профессию как побочное занятие, могут внести значительный вклад в образование своих учеников.

Анна Афанасьева, автор EduSMI и репетитор по английскому языку

Автор этой статьи и редактор EduSMI Анна Афанасьева поделилась своим опытом в качестве репетитора английского языка: «Я начала преподавать язык еще в 10 классе. Моя учительница по истории и обществознанию искала для себя репетитора по английскому языку, и я решила предложить ей помощь. До этого у меня был небольшой опыт, потому что часто знакомые просили объяснить их детям материал на иностранном языке, который вызывал трудности. Мы занимались один раз в неделю, и для меня это был бесценный опыт, так как мне посчастливилось отточить навыки, приобретенные ранее. Сейчас мне 19 лет, и я также преподаю английский язык и работаю с людьми старше меня. Мне всегда приятно слышать от них положительные отзывы о моей работе. Так я понимаю, что иду в верном направлении. Я до сих пор учусь у других, как правильно преподносить информацию и экспериментирую с разными методиками. У меня нет профильного образования, но я занимаюсь этим делом для души и даю базу, которую впоследствии можно наращивать».

Репетиторство в XXI веке представляет собой динамично развивающуюся сферу, где пересекаются элементы профессии и предпринимательства. С одной стороны, успешные репетиторы демонстрируют высокий уровень подготовки, профессионализма и стремления к постоянному обучению. Они становятся настоящими наставниками для своих учеников, предоставляя индивидуализированный подход и поддержку, которые часто недоступны в стандартной системе образования. С другой стороны, занятия репетиторством нередко воспринимаются как временная подработка. Несмотря на это, растущий спрос на репетиторские услуги и расширяющийся рынок показывают, что репетиторство не только справляется с вызовами образовательной системы, но и открывает новые горизонты для самореализации молодого поколения. Таким образом, репетиторство в современном мире — это нечто большее, чем просто работа. Это жизненная практика, способствующая развитию как репетитора, так и его учеников, где каждая успешная сессия становится шагом к образованию будущего.