По разные стороны стола. Экзамен глазами студента и преподавателя

В разгар зимней сессии расскажем, какие впечатления возникают у сдающих и принимающих экзамен.Студенты и преподаватели из столичных вузов поделятся собственным нетривиальным опытом.

Для каждого студента несколько раз в году наступает момент истины. Знания, которые обучающиеся накопили за семестр или модуль, проверяют на экзамене. Качественная подготовка к сессии отнимает много времени, сил и нервов. Некоторые студенты от большого количества нагрузки могут начать стрессовать, а на сдаче не ответить на легкий вопрос. Те же, кто не утруждал себя скрупулезным изучением предмета, вынуждены придумывать план Б и идти на самые безумные шаги ради получения положительной оценки.

Преподаватель, сидящий напротив, чаще всего видит настоящий уровень подготовки обучающегося и решает его судьбу, исходя из своего понимания справедливости. 

Вряд ли будет откровением сказать, что мы, студенты, далеко не всегда должным образом относимся к сессии. Из-за лени мы можем плохо усвоить программу по ходу семестра, а уже в преддверии экзамена элементарно не хватает времени ликвидировать пробелы в знаниях. Поэтому обучающимся регулярно приходится всеми правдами и неправдами добиваться желаемой оценки. 

«Летом я пришёл на экзамен к очень строгому и требовательному преподавателю. Так как это был первый курс, волнение зашкаливало. Вся группа сидела в кабинете по одному, предварительно сдав телефоны (чего я решил не делать). Мне попался билет, в котором я знал ответ только на один вопрос, а списать было невозможно, потому что я сидел строго напротив профессора. В туалет выпускали, только если покажешь телефон. Я подумал, что даже если покажу чужой телефон, то могу спалиться, когда преподаватель будет считать гаджеты.

В моменте я понял, что мне нужна экстренная ситуация, при которой у профессора не возникнет мысли меня не отпустить и посчитать телефоны. Я нашёл выход, вспомнив о не самых сильных сосудах. Прикрылся ладошкой, а вторую руку сжал в кулак и разбил себе нос. У меня пошла кровь, я вышел в туалет и смог найти ответ на нужный вопрос», — рассказал студент МГПУ, предпочевший остаться анонимным.

Фото сгенерировано нейросетью

Упомянутый эпизод говорит о том, что обучающийся хотя бы частично подготовился к экзамену. А ради того, чтобы избежать пересдачи, он нанес ущерб собственному здоровью. Студент получил уникальный опыт и осознал, что гораздо разумнее потратить лишний час на повторение темы дома. 

Бывают случаи, когда просто невозможно понять, зачем человек вообще поступил в университет, если даже не планирует учиться. Об этом наша следующая история.

«Парень с моего потока пошел сдавать математический анализ без подготовки. В аудитории внезапно у него выпали шпаргалки. Это заметил преподаватель и попросил студента признаться в том, что это его бумажки. Он готов был даже не выгонять провинившегося с экзамена. Увы, тот не нашел в себе мужества признаться и обвинил преподавателя, сказав, что это лично он ему подбросил шпаргалки. Через секунду парня отправили за дверь.

Студент оказался настолько безответственным, что заснул на комиссии и в итоге ушел в академический отпуск», — поведал Иван из МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Студентам всегда интересно, какие мысли возникают у экзаменатора во время их ответа. Объективен ли он, начнет ли внезапно заваливать сложными вопросами, заметит ли поверхностные знания. Редакция EduSMI обсудила с преподавателями из Московского городского педагогического университета, как выглядит процесс сдачи с их стороны.

«Я не заваливаю студентов, а честно отправляю на пересдачу, если вижу, что их уровень знаний не соответствует нужному в рамках изучаемой дисциплины. В пересдачах нет ничего трагичного это возможность для роста», — отмечает старший преподаватель направления «Реклама и связи с общественностью» Елизавета Игнатенко.

Специалист уверен, что возможно подготовиться к экзамену с умом, тщательно планируя время и не подвергая себя сильному стрессу.

«Нервозность у студентов бывает не только из-за плохой подготовки. Часто это возникает, наоборот, от очень интенсивной подготовки. Классическая модель поведения не спать всю ночь и доучивать билеты, а потом прийти в разбитом состоянии. Во время сдачи это проявляется на физическом уровне: запутанность мыслей, нечеткость речи, жар, слезы. Лучше не доводить себя до такого состояния и выстроить подготовку к сессии комфортно.

Абсолютно сразу видно, что студент не готов. Не только по самому ответу, но и по языку тела (опускание глаз в пол, закрытая поза, скрещенные руки, перебирание предметов в руках и т.д.)», — признается Елизавета Игнатенко.

Наверное, любой преподаватель может вспомнить смешной курьез из своей практики, когда экзамен, очевидно, не стал звездным часом студента.

«Случаев достаточно много. Но самый забавный произошёл со мной на сдаче зачета по праву и этике, когда человек выдавал закон «Об авторском праве» за закон  «О рекламе» и даже приводил какие-то кейсы. Долго сидишь и думаешь, то ли у тебя билет не тот, то ли студент совсем заучился», — вспоминает Елизавета.

Почему сдающие часто не могут сконцентрироваться и отвечают ниже своих возможностей, рассказала ассистент департамента истории Юлия Купряхина.

«Студенты нервничают по разным причинам. Оттого, что не спали, из-за попытки списать или просто потому, что нужен очень конкретный результат, а они понимают, что не дотягивают. На процесс сдачи это всегда влияет негативно. Можно забыть всё, объяснять мысль по кругу, начать говорить что угодно (лить воду).

Сразу видно и слышно, когда студент не готов. Даже если ему удалось списать, на любом дополнительном вопросе он поплывет. Самое опасное для неподготовленного сдающего — термины и конкретизация примерами. Это всегда любят спрашивать на защитах», — считает Юлия Купряхина.

Комичные эпизоды могут возникнуть не только из-за отсутствия знаний у студента, но и вследствие обычной оговорки.

«Ха-ха! Помню, как студент потерялся в пространстве и вместо двух китайских рек, Хуанхэ и Янцзы, назвал одну. Но он решил их соединить, и получилось непечатное слово», — поделилась Юлия.

Секрет успешной сессии легко сформулировать. Для получения высокой оценки необходимо качественно работать в течение семестра, выполнять задания, а перед зачетом или экзаменом более углубленно изучить вопросы и повторять их постепенно. 

Намного труднее эти красивые слова претворить в жизнь. Здесь уже надо подходить к каждому случаю индивидуально. Какая у студента мотивация учиться в вузе? Есть ли она в принципе? Что он собирается делать, когда получит заветный диплом? Если на каждый из этих вопросов вы сможете дать конкретный ответ, то, вероятно, со временем экзамены будут даваться вам проще.