Надписи в большом городе: какие они бывают и что означают?
Ежедневно ты видишь тексты, изображения и другие элементы на объектах городской инфраструктуры, но задумывался ли, что значит тот или иной рисунок? В материале разберём, какие есть виды уличного искусства, кто за ним стоит и какой смысл несут разнообразные символы.
Все тексты, изображения и элементы в городе можно разделить на несколько основных категорий: эпиграфика и стрит-арт, который в свою очередь делится на паблик-арт, граффити и теги. Ещё бывают стикеры — разновидность стрит-арта. Очень много сложных слов? Разберёмся по порядку.
Эпиграфика
Эпиграфика — это официальные надписи в городе, которые согласованы с администрацией и не противоречат закону. Существуют ориентирующие, информирующие и призывающие тексты городской среды.
К ориентирующим жанрам относятся надписи, которые отвечают на вопросы «где?» или «куда?» и обеспечивают жителям и гостям города комфортное ориентирование. Это топонимические надписи: астионимы (названия городов), хоронимы (наименования районов); годонимические надписи (названия улиц, переулков, площадей), названия остановок общественного транспорта и другие указатели.
Информирующие тексты сообщают горожанину о характере описываемого объекта, времени работы, географическом положении и т. д. Это рекламные и служебные объявления, расписания работы организаций.
Основной тип текстов призывающего жанра — реклама, важнейшая функция которой — призыв купить продукцию или воспользоваться предложением. Также в городе можно встретить политические и социальные призывающие тексты. Они обращены к системе ценностей и предназначены регулировать поведение человека.
Стрит-арт
Стрит-арт — это любая анонимная или полуанонимная — подписанная псевдонимом — работа в общественном месте: граффити, скульптура, мозаика, стикер и даже перформанс. Так художники украшают городской пейзаж, выражают свои мысли или дополняют городскую среду.
Стрит-арт появился в конце ХХ века на пешеходных улицах. Его главной задачей стала «интеграция» изобразительного искусства в уличное пространство. Графические и живописные рисунки наносятся на форму объекта, преобразуя её — обогащая, развивая, изменяя. Уличная инфраструктура рассматривается стрит-артистами как составная часть их произведений. Художник вносит принципиально новые идеи и образы в архитектурный контекст, зачастую контрастные и провокационные.
Граффити
Граффити — это тег или шрифтовая композиция с именем автора или названием команды, к которой он принадлежит. Иногда райтеры пишут провокационные тексты, рисуют популярных персонажей. Граффити — это глобальная субкультура и способ общения внутри сообщества. Создателей граффити — райтеров — не волнует, поймут ли их работы горожане. Граффити — нелегальная практика, и в этом её суть.
Движение зародилось в 1960-х годах в Нью-Йорке и за пару десятилетий охватило всю Западную Европу. Первоначальной целью райтеров было оставить свой псевдоним — тег — в наиболее труднодоступном месте. Спустя несколько десятилетий стрит-артисты стали разделяться: кто-то хотел быть в нелегальной «закрытой тусовке», а кто-то — получать общественное признание за свои работы. Так стало формироваться отдельное течение художников, деятельность которых сейчас называется паблик-арт, мы расскажем про неё совсем скоро.
Теги и стикеры
Теги — подписи райтеров к своим работам, их псевдонимы. Однако со временем они превратились в отдельный жанр стрит-арта. Теги стали оставлять маркером там, куда достанут руки их авторов. Райтеры стали «забивать» ими внутренности общественного транспорта, стёкла магазинов, детские площадки, и именно поэтому их так не любят жители городов.
Ещё одна разновидность стрит-арта — стикеры. Они могут представлять собой микро-граффити, теги, фанатские или узконаправленные наклейки по интересам. Цель и принцип распространения такой же, как и у тегов: «застолбить территорию».
Паблик-арт
Паблик-арт — произведение искусства в форме масштабной росписи, объекта, инсталляции, перформанса, которое выполнено для общественного пространства профессионалами. Стиль и жанр изображения могут быть любыми. У паблик-арта, в отличие от стрит-арта, всегда есть заказчик, а автор не скрывает своё имя. Произведения большого формата, например, размером со стену, называются муралы.
Основная цель паблик-арта — «запустить» искусство в город, показать его широким массам. Часто этот вид стрит-арта передаёт актуальные ценности и обращает внимание на проблемы, однако он должен соответствовать букве закона, так как делается с разрешения властей.
Паблик-арт берёт своё начало у жанра граффити. Перебираться в галереи граффитисты начали в 1980-х. С тех пор легальный стрит-арт совершил мощный прорыв в развитии, и сейчас города даже устраивают специальные фестивали, на которых уличные художники расписывают дома, кварталы и целые микрорайоны.
Надписи и рисунки города разнообразны, и некоторые из них так и останутся доступны только закрытому сообществу, но все они наполняют улицы жизнью и придают им особый колорит. Гуляя по городу, обращай внимание на тексты и символы вокруг тебя, может быть, именно ты сможешь понять смысл, который в них вложен.