Музыка в кино: недооцененное искусство

Музыка и кино – это две индустрии, которые на протяжении многих лет идут бок о бок, создавая незабываемые произведения искусства. Однако часто возникает вопрос: какая из сфер имеет превосходство? Может ли музыка, уступившая роль, восстановить свое значение как важный аспект киноповествования? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять, какое влияние музыка оказывает на восприятие фильмов и как она помогает раскрыть их смысл.

Музыка в кино играет ключевую роль в создании атмосферы и передачи эмоций. Она способна акцентировать внимание зрителя на определенных моментах, подчеркивать изменения в сюжете и создавать эмоциональную связь между персонажами и аудиторией. Споры о значимости музыки в киноиндустрии идут с тех пор, как зрители впервые услышали звуковое сопровождение в кинотеатрах.

Вячеслав Рябков, занимающийся юридическим сопровождением в сфере производства фильмов, сериалов, утверждает, что нежелание использовать саундтреки в кинокартинах связано с вопросами получения на них правообладания. Зачастую музыку используют как инструмент коммерциализации, чтобы в дальнейшем получать прибыль.  Композиторы настаивают на том, что мелодия привносит «свою изюминку» в фильм. Правильно подобранная песня может сделать фильм более запоминающимся, хотя на первый взгляд фоновый звук покажется лишним. 

Для сегодняшней подборки удалось найти примеры зарубежных кинокартин, которые доказали зрителям и киноманам, что музыка необходима для раскрытия сюжета. 

В августе 2021 года вышел фильм «CODA: Ребёнок глухих родителей» режиссера Шан Хейдер. Кинокартина рассказывает о Руби (Эмилия Джонс), единственном члене семьи, который слышит. У нее есть старший брат, который не может принять главенство сестры в семье, и родители, которые хотят, чтобы дочь жертвовала собой ради их блага. Руби сталкивается с насмешками, первой любовью и разочарованиями, боится показать свой певческий талант и испытывает внутреннюю борьбу. Она мечтает поступить в престижный музыкальный колледж, но понимает, что для этого недостаточно лишь красивого голоса. Фильм рассказывает о сложном пути взросления и самопринятия.

Постер фильма «CODA: Ребенок глухих родителей»

Музыка играет важную роль в жизни Руби, которая любит петь и чувствует себя настоящей в мире мелодий. Фильм был признан на высшем уровне и удостоен «Оскара» за вклад в развитие кино, но не был представлен на той же премии в номинациях «Лучший саундтрек» и «Лучшая песня», что привело к недооценке музыки, когда она играет ключевую роль в эмоциональной составляющей. Кульминацией сюжета фильма является исполнение Руби легендарного трека Джона Митчела «Both sides now», в котором она делится своей историей. Героиня начинает смотреть на мир не только через непонимания и боли, но и через любовь и терпение к близким. Руби осознает, что нет единственно правильного выхода из сложных ситуаций, и что последствия решений зависят от её выбора. Композиция, длительностью менее трёх минут, создает атмосферу жизни девушки и передает эмоции всех персонажей. Прослушивание и просмотр кусочка из фильма, где Руби исполняет песню, позволяет прочувствовать всю глубину сюжета.

Кадр из фильма, где Руби (Эмилия Джонс) исполняет песню Both sides now 

Режиссеры и сценаристы не всегда используют уже популярные песни артистов в своих картинах. Чаще всего они просят композитора создать оригинальную музыку для фильма, чтобы изначально выделиться из толпы однообразных мелодий. Однако и этот вариант не дает гарантии, что треки заметят и оценят кинокритики и зрители. 

В 2004 году на экранах Франции вышла кинокартина  режиссёра Кристофа Барратье «Хористы».  Сюжет разворачивается в небольшом приюте в 50-е годы XX века. В центре повествования —  учитель музыки Клемента Матьё (Жерар Жюньо), который борется за душу и будущее трудных подростков, находящихся в интернате. Клемент верит в силу музыки и ставит своей целью не только обучение детей, но и помощь в их эмоциональном развитии. Создав хор, он начинает менять жизни ребят, помогая им раскрыть свои таланты. Через музыку воспитанники приюта находят способ выражать чувства, дружить и преодолевать трудности.

Официальный постер фильма «Хористы»

Фильм, удостоенный множества наград, включая престижный «Оскар» за лучшую оригинальную песню, представляет собой редкий пример органичного симбиоза сюжета и музыкального сопровождения. Каждая нота, каждый аккорд, каждая строчка песни – тщательно выверенные элементы, создающие особую атмосферу для зрителя. Музыка здесь не просто иллюстрирует происходящее на экране, а рассказывает параллельную историю, проникая в самые потаенные уголки душ персонажей. Оригинальные треки играют важную роль в раскрытии глубины сюжета, однако существует опасность «потеряться» в красоте мелодии и забыть о главном – о смысловой нагрузке песен. Завораживающие голоса исполнителей, виртуозное мастерство хормейстера могут привести к тому, что зритель будет воспринимать музыку как самодостаточное произведение искусства, не уделяя должного внимания ее функции в контексте фильма.

Кадр из фильма «Хористы», в центре Клемент Матьё (Жерар Жюньо) учит 

Пьера Моранжа (справа, стоя на ступеньке) петь   

Музыка также является неотъемлемой частью анимаций, как показано в мультфильме «Балерина». Здесь танец и мелодия соединяются в мощную комбинацию, которая передает эмоциональное состояние героини Фелис и ее борьбу за мечту. Оригинальные треки, созданные немецким композитором Клаусом Бадельтом не просто фон, а часть повествования, помогающая зрителю погрузиться в мир главной героини. Кроме того, в мультфильме звучат песни таких известных исполнителей, как Карли Рэй Джепсен, Сиа и Деми Ловато. Они добавляют современное звучание, которое делает историю еще привлекательнее для широкой аудитории. Комбинирование разных жанров музыки помогло создать атмосферу «борьбы за мечту» и показать тернистый путь к цели и совершенству в деле. Мультфильм был удостоен награды за «Лучшую оригинальную песню в анимационном фильме» на церемонии «Music in Media Awards». Премия была учреждена в 2017 году и сосредоточена исключительно на музыкальных композициях, звучащих в кино. Приз вручается автору и исполнителю трека, а не создателям самой картины. 

Кадр из мультфильма «Балерина»

Примеры, приведенные выше, подтверждают, что музыка — это не просто фоновый шум, а полноценная сюжетная линия, обогащающая фильм. Режиссеры и композиторы тщательно подбирают саундтреки, чтобы создать целостное произведение искусства. В результате взаимодействия двух сфер создается уникальный продукт, который превращается в кинокартину. Восприятие индустрии музыки и кино как равнозначных участников поможет увидеть в них бесконечные возможности для выражения идей и смыслов.