Милые котики или шизофрения? История Луиса Уэйна
Луис Уэйн – знаменитый художник конца 19 – первой половины 20 века. Он известен своими многочисленными яркими рисунками котов всех пород и размеров. Но была ли жизнь Уэйна такой же красочной, как и его картины?
Детство и начало творческого пути
Луис Уэйн родился в 1860 году в Англии. Его семья была многодетной, при этом Луис был первым ребенком и единственным сыном. Позднее у торговца текстилем Уэйна-старшего и его жены Жюли появились на свет пять девочек, ни одна из которых не вышла замуж.
У Луиса было слабое здоровье и врожденный дефект «заячья губа», его приходилось прятать под усами всю жизнь.
Учеба в школе не увлекала будущую знаменитость, и ончасто пропускал уроки, гуляя по улицам Лондона. Все изменилось, когда Уэйн наконец осознал свой талант: в 1887 году он поступил в Западную Лондонскую школу искусств и после выпуска стал в ней преподавателем. Смерть отца заставила его оставить эту работу и пытаться обеспечить семью другим способом. В возрасте двадцати лет получилось добиться успеха будучи свободным художником. Новый глава семьи рисовал сельские пейзажи и домашний скот на заказ.
Фото: https://www.arthistoryproject.com/artists/louis-wain/the-good-puss/
Жена, Питер Великий, кошки
Пока карьера молодого художника постепенно развивалась, Луис Уэйн обрел любовь, но лишь один раз за всю жизнь. Его избранницей стала гувернантка сестер художника – Эмили Ричардсон. По многим причинам союз пары не был одобрен родственниками Луиса и ему вместе с Эмили пришлось переехать в другой район Лондона, чтобы создать собственную семью.
Болезнь возлюбленной – одно из многих несчастий, настигших творца. Спустя три года замужества его единственная любовь умирает от рака.
Это повлияло на жизнь Уэйна неоднозначно, поскольку именно после потери жены он находит тему, которая сделает его известным на весь мир.
Кот по кличке Питер Великий, появившийся у пары, чтобы развлекать и утешать больную Эмили, становится прототипом для первых рисунков Луиса, посвященным котам.
Вот так кот, проживший вместе с художником долгих пятнадцать лет, оказался первым толчком к настоящей популярности Уэйна и появлению его «изюминки».
Писатель-фантаст Герберт Уэллс (современник Уэйна) так говорил о творце: «Понятие кот принадлежало ему. Он придумал стиль котов, общество котов, целый мир котов. Английские коты, которые не выглядят и не живут, как коты Луиса Уэйна, стыдятся себя».
Редактор сатирического журнала Punch, который издавался с 1841 по 1992 годы, назвал художника «Хогартом* кошачьей жизни».
И в наше время деятели искусства не перестают восхищаться творчеством Уэйна. «Он воплощал все, что было весело и стильно в эдвардианскую эпоху» — утверждает лондонский арт-диллер Крис Битлз. «В то время, как и сейчас, английской публике было легче смеяться над собой, когда ей представляли социальный беспорядок через сатирические изображения животных».
Кошки были разные, и их было очень много: Луис написал сотни картин, проиллюстрировал огромное количество журналов и газет. Герои его произведений были наделены эмоциями, человеческими повадками и одеждой, как у людей.
Фото: https://www.rottentomatoes.com/m/the_electrical_life_of_louis_wain
«Глаза кошек становятся более безумными»
Жизнь Луиса Уэйна была наполнена множеством событий. За 79 лет он успел испытать взлеты и падения в своей карьере, влюбиться и потерять любимую, провести эксперименты в творчестве, рисуя в разных стилях, заработать деньги и лишиться их. Луис был слишком наивным и пренебрежительным в ведении бизнеса и не мог грамотно распоряжаться средствами: не заботился об авторских правах, вкладывал деньги в ненадежные инвестиции и не умел вести переговоры.
Последним испытанием стала прогрессирующая болезнь мужчины. Доброта и доверчивость исчезли, а эксцентричность переросла в неадекватное поведение и агрессию. У него появились галлюцинации. Семье Луиса пришлось принять непростое решение после того, как в приступе ярости он столкнул сестру с лестницы. Художник попал в психиатрическую больницу, а затем в клинику Нэпсбери, в которой и умер, правда не от ментальных расстройств, а от отказа почек и атеросклероза.
Стиль его произведений в поздние годы заметно отличался от предыдущих работ: преобладал абстракционизм. В год смерти Уэйна психиатр Уолтер Маклай обнаружил восемь его работ в антикварной лавке и сделал их образцом того, как психическое заболевание может влиять на стиль художника. Хранящиеся в коллекции психиатрического искусства Гуттмана-Маклая в Музее разума Бетлема изображения представляют собой реалистичную кошку, которая превращается в нечто неистовое, прежде чем распадается на рваный калейдоскоп геометрии. Такая точка зрения менее популярна. Принято считать, что художник создавал своих так называемых психоделических кошек в тандеме с менее абстрактными.
Гарри Боксер, арт-дилер и владелец арт-галереи, имеет свое мнение на этот счет: «Когда смотришь в глаза кошек на работах с 1914 года, они становятся все более и более безумными. Эти кошки не обязательно показывают раскол личности. Всем было известно, что Уэйн находился в своем собственном мире». Боксер говорит, что Луис достиг своего рода психической эйфории в конце жизни. «Уэйн не страдал», — заключает он. «Это было чистое космическое удовлетворение».
Ранее упомянутый Битлз, который был медиком до смены деятельности на сферу искусства, утверждает, что абстракционизм — лишь творческий эксперимент, поскольку мастерство работ не ухудшилось. «Тогда было совсем другое время, такие места, как Нэпсбери, были фактически убежищами», — говорит он. «Впервые в жизни Уэйн был освобожден от всякой ответственности». В зеленой среде садов клиники Уэйн смог найти непрерывное спокойствие, и его работа в результате расцвела, приобретя совершенно новое видение и стиль. «Нет сомнений, что Уэйн страдал шизофренией, но большая часть литературы, касающейся того, как прогрессировало его расстройство, необоснованна или просто неверна».
Луис Уэйн, человек с очень трагичной судьбой, оставил после себя наследие. Пусть и своеобразное, но точно запоминающееся.
Художник остается важной фигурой в истории искусств. Уэйн показал, что даже в условиях сильной личной трагедии можно создать нечто замечательное и вдохновляющее.
*Уильям Хогарт (1697-1764 гг.) – выдающийся английский художник, мастер сатиры.