«Мачеха Саманишвили»: маленькая частичка Грузии
28 февраля я провела свой вечер в театре в Хамовниках на спектакле «Мачеха Саманишвили». За эти часы я окунулась в атмосферу гостеприимного дома, где кипят настоящие страсти, ценятся семейные узы и знают толк во вкусной еде. Декорации, костюмы и музыка — всё было пронизано духом Грузии.
Немного истории
«Мачеха Саманишвили» — повесть грузинского писателя Давида Клдиашвили. Широкую известность получил созданный на её основе одноимённый фильм, снятый в 1977 году режиссёром Эльдаром Шенгелая по сценарию Резо Чайшвили. Киносценарий сохранил сюжет и дух литературного оригинала. Однако театральная жизнь произведения не закончилась на этом. В 1982 году Георгий Товстоногов представил свою версию «Мачеха Саманишвили» в Ленинграде на сцене Большого драматического театра, задав тон для последующих постановок по всей стране, но уже в комическом жанре. Сегодня эту музыкальную комедию представляет Пермский театр «У Моста» под руководством Сергея Федотова.

Пермский театр «У Моста»
В 1988 году Сергей Федотов основал в Перми театр «У Моста», который быстро завоевал известность по всей России оригинальными и запоминающимися спектаклями. Изначальное название, обусловленное расположением рядом с Камским мостом, вскоре обрело более глубокий смысл. Театр «У Моста» стал воплощением художественной концепции Федотова, чьи постановки создают мост между мирами: между обыденностью и мистикой, рациональным и иррациональным, видимым и скрытым: «“У Моста” — мистический театр, в котором всё реально, и театр реальный, где всё мистика». Мистика — поиск способов воплощения на сцене глубинного, относящегося к сфере человеческого подсознания. Одной из ключевых особенностей театра является стремление не просто поставить пьесу, но и погрузиться в мир её автора. Поэтому здесь часто создаются трилогии и циклы спектаклей, посвященные одному писателю. Это открывает уникальную возможность всесторонне исследовать творчество автора, понять его замыслы и разгадать загадки произведений.
Сюжет
Действие разворачивается в Грузии начала XX века, в эпоху уходящего дворянства. Платон Саманишвили — наследник славного, но обедневшего рода приходит в ужас, узнав о планах своего овдовевшего отца вновь связать себя узами брака. Четверо собственных детей и перспектива раздела скудного поместья с возможным новорожденным братом толкают Платона на хитрость. Он решает лично заняться поисками идеальной супруги для отца, главное достоинство которой — отсутствие детей и их нежелание. Узнав о подходящей кандидатуре в лице овдовевшей мачехи соседа, Платон, недолго думая, действует в соответствии с вековыми традициями — похищает её и представляет отцу. Удалось ли героям обрести то самое чувство, сработала ли хитрость сына, и, какой конец приобрела история, останется в тайне для того, чтобы вы сами смогли окунуться в мир грузинского быта…

Впечатления
Это был необыкновенный вечер в театре, где не было места формальностям и условностям. Только искренность, душевность и тепло домашнего очага. Зрители, словно старые друзья, внимательно следят за происходящим на сцене, щедро поддерживая актеров аплодисментами и смехом. Исполнители не «большие звезды», а обычные люди, вкладывающие душу в своё дело. Они — дружный и сплоченный коллектив, поддерживающий друг друга во всем. И, что особенно поразительно, актеры, не имеющие грузинских корней, смогли настолько глубоко проникнуться культурой и духом Кавказа, что на сцене расцвела Грузия — страстная, колоритная, незабываемая! Искры лезгинки, отблеск кинжала, лихая папаха, тосты тамады за щедрым столом — все это есть в «Мачехе Саманишвили». Однако, спектакль цепляет не только внешней комедийностью и бесшабашным грузинским весельем, но и своей теневой стороной, тем, что остается за кадром. За шутками, танцами и тостами скрываются сложные, часто конфликтные материальные отношения внутри большой семьи. В спектакле нет ни одного беззаботного героя; у каждого — своя история, своя боль. Именно в этом и заключается наша задача как зрителя: почувствовать беспокойства и переживания героев и понять, насколько их проблемы перекликаются с нашими собственными.
Это не просто поход в театр, а возможность прикоснуться к искусству в прямом смысле! После спектакля актёры вышли в коридор, чтобы пообщаться со зрителями, услышать обратную связь и сделать фото на память. Так, ничем не примечательный поход в театр обернулся ярким и душевным воспоминанием. На этом я заканчиваю рассказ, сохраняя интригу и призывая вас самостоятельно открыть тайны спектакля.