Каннский кинофестиваль: всё, что нужно знать в преддверии главного события в мире кинематографа
Ежегодный кинематографический фестиваль, проводимый во Франции, вновь порадует новинками ценителей авторских фильмов. Если вам ещё не доводилось погружаться в атмосферу этого события, то самое время ознакомиться с его историей, культурной значимостью и оказываемым влиянием на искусство фильммейкинга.
История создания фестиваля
Всё началось с Венецианского кинофестиваля, действующего с 1932 года и по сей день. В 1930-е на нём были представлены в основном фильмы итальянского и немецкого производства, что сопровождалось предвзятой оценкой судей (всё-таки сам фестиваль был организован по инициативе диктатора Муссолини, поддерживающего политику Гитлера). Из-за того, что лучшие награды присуждались пропагандистским фильмам, в 1938 году прогремел настоящий скандал: нацистское кино было удостоено высшего приза в обход мнения жюри. Французские представители решили создать свой кинофестиваль, где не было бы место пропаганде и предвзятости, а искусство оценивалось бы по достоинству.

Так в 1939 году в Каннах впервые должен был пройти фестиваль, неудачно совпавший с датами начала Второй мировой войны. Уже после окончания боевых действий, в 1946 году официально состоялся первый Каннский кинофестиваль, открывал который советский фильм «Берлин».
Важным событием стало присвоение официального статуса Каннскому международному кинорынку (Marché du Film) в 1959 году. Здесь решается судьба тысяч фильмов. Именно на этом рынке заключаются сделки, определяющие, какие ленты увидят свет, а какие — останутся на полке.
Для авторов — это уникальная возможность найти финансирование и дистрибутировать своё творение. Без Marché du Film множество талантливых проектов не приобрели бы массовость и успех. Для обычных зрителей значение рынка тоже огромно. Здесь стриминговые платформы и киносети приобретают права на показ фильмов. Многие картины, купленные в Каннах, позже появляются в кинотеатрах или в онлайн-каталогах. Поэтому стоит поблагодарить предпринимателей из киноиндустрии, которые смогли не только увидеть коммерческую выгоду в независимых фильмах, но и сделать так, чтобы люди по всему миру смогли посмотреть их на экранах.
Влияние на мир кино
Каннский фестиваль остается хранителем кинематографа как высокого искусства. В отличие от голливудских блокбастеров, ориентированных на массового зрителя, здесь ценят авторский взгляд и художественную смелость. Сам факт отбора в конкурсную программу — уже признание исключительности фильма, а победа способна перевернуть карьеру создателей.
«Золотая пальмовая ветвь» — это не просто награда, а пропуск в историю кино. Обладатели главного приза навсегда вписывают свои имена в пантеон великих режиссеров. Но даже другие каннские премии — Гран-при, приз за лучшую режиссуру или актерскую работу — становятся мощным трамплином для профессионального роста.

Примечательно, что каннские триумфаторы часто добиваются успеха и за пределами фестиваля. Многие «пальмовые» лауреаты затем получают признание на «Оскаре», а их фильмы находят отклик как у критиков, так и у зрителей по всему миру. Это доказывает: настоящее киноискусство может быть одновременно глубоким и востребованным.
Фестиваль выполняет важнейшую миссию: он открывает новые имена и поддерживает кинематографистов, смело нарушающих привычные каноны. Канны — не просто красная дорожка и вспышки фотокамер, а место, где рождаются работы, вносящие большой вклад в историю кино.
Чего ждать от фестиваля в 2025 году?
В этом году кинофестиваль пройдет с 13 по 24 мая. На нём мы увидим множество именитых актёров и режиссёров, а также традиционно новичков киноиндустрии. Глава Каннского фестиваля Тьерри Фремо сделал важное заявление перед презентацией программы: из рекордных трех тысяч заявленных картин были отобраны те работы, которые наиболее точно отражают нынешнюю ситуацию в мире и дух времени. Исходя из этого, представленные работы обещают быть социально острыми, рефлексивными и эмоциональными (в лучших традициях Канн).
Интересно и то, что зрителей ждут неожиданные режиссерские дебюты актрисы Скарлетт Йоханссон, молодого актера Харриса Дикинсона и вокалиста группы U2 Боно. Их фильмы останутся в рамках специального показа и категории «вне конкурса». Здесь же презентуют, возможно, заключительную часть франшизы «Миссия невыполнима».

В Канны вернется Уэс Андерсон с многообещающей картиной «Финикийская схема» с не менее многообещающим актерским составом: Бенедиктом Камбербэтчем, вышеупомянутой Скарлетт Йоханссон, Биллом Мюрреем, Томом Хэнксом и другими. Режиссер «Солнцестояния» и «Реинкарнации» представит комедийный вестерн «Эддингтон» с Эммой Стоун, Остином Батлером, Педро Паскалем, Хоакином Фениксом в ролях.
Подборка лучших фильмов фестиваля 2024
Чтобы вдохновиться атмосферой авторского кино, камерного и порой экспериментального, наша редакция предлагает вам обратить внимание на некоторые фильмы-участники предыдущего фестиваля в Каннах.
P. S. «Анора» и «Субстанция» не попали в этот список ввиду своей огромной популярности. Здесь мы рассказали о фильмах, оставшихся «в тени» для массового зрителя.
1. «Хорошенькая»
Краткий сюжет. 17-летняя Сэм отправляется в поход со своим отцом Крисом и его другом Мэттом. Оба мужчины по-своему переживают кризис среднего возраста, что сказывается на взаимоотношениях между тремя героями.
Почему стоит посмотреть? В фильме раскрываются темы взросления и гендерных ролей, проблема отцов и детей, и это дополняется атмосферой подробно снятого путешествия. Природа здесь — одновременно и красивая картинка, и отражение внутреннего состояния главной героини.

2. «Поколение романтиков»
Краткий сюжет. Действие начинается в маленьком городе Китая в 2000-х. Двое влюблённых расстаются, так как молодой человек, мечтая о лучшей жизни, бесследно исчезает. Девушка начинает поиски возлюбленного, которые растягиваются на два десятилетия. Её путешествие проходит через разные регионы Китая, отражая социальные и экономические перемены в стране.
Почему стоит посмотреть? Фильм покажет вам Китай без прикрас, он документирует эпоху: от нищеты провинций до стремительной урбанизации, от аналоговой эры до цифрового века (включая даже ковидные времена). Это кино о времени, памяти, чувствах, иллюзиях и меланхолии.

3. «Виды доброты»
Краткий сюжет. Фильм соединяет в себе три истории: о человеке, не имеющем выбора и пытающемся взять под контроль свою жизнь; полицейском, встревоженном тем, что его жена, пропавшая без вести в море, вернулась и кажется другим человеком; и женщине, решившей найти человека с особыми способностями, которому суждено стать выдающимся духовным лидером.
Почему стоит посмотреть? Во-первых, внимание привлекает каст этого фильма — бесспорно талантливый и разносторонний (а одна из актрис — звезда нашумевшей «Субстанции» Маргарет Куолли). Во-вторых, картина понравится фанатам странного и своеобразного творчества Йоргоса Лантимоса: здесь черный юмор, абсурд и атмосфера безумия.

4. «Птица»
Краткий сюжет. Главная героиня — юная девушка по имени Бейли, которая живет вместе со своим молодым отцом и старшим братом. Когда Бейли узнает о помолвке отца, она сбегает из дома и случайно знакомится с загадочным молодым человеком, называющим себя Птица. Вместе им предстоит найти родственников Птицы и мать Бейли, которая от неё отказалась.
Почему стоит смотреть? В фильме раскрываются семейные взаимоотношения, поиск счастья и атмосфера британского полумаргинального общества. Несмотря на все сложности на пути главных героев, это кино оптимистичное, персонажи ищут добро и стремятся к нему.

Каннский кинофестиваль — больше, чем просто показ фильмов. Это главное событие мирового кино, где рождаются шедевры, открываются новые имена и задаются тренды на будущее. В 2025 году зрителей ждут громкие премьеры от культовых режиссеров, смелые дебюты звёзд и киноленты, которые заставят задуматься и восхититься.
Фестиваль напоминает нам, что кино — это искусство, способное объединять людей, отражать реальность и вдохновлять. И если вы не разбираетесь в кинематографе, стоит следить за Каннами — ведь здесь создаётся история.