Образовательная система глазами преподавателя: что стоит улучшить?

В последние годы образовательная система столкнулась с рядом вызовов, требующих серьёзных изменений и улучшений. Преподаватели, как ключевые участники образовательного процесса, имеют ценное мнение о том, как можно сделать систему более эффективной и соответствующей современным требованиям. Одним из основных аспектов, на который обращают внимание профессионалы, является пересмотр учебных программ и методик обучения.

Мы обратились к Александре, молодому преподавателю со стажем 2,5 года. Она высказала мнение об изменениях и улучшениях в сфере образования, дистанционном обучении и искусственном интеллекте.

Источник: Freepik.com

― Много ли изменений произошло в сфере образования за ваш преподавательский опыт?

― Если мы говорим конкретно за время преподавания, то ― нет. Однако, если рассматривать, каким образование было до 2020 года и каким оно стало сейчас ― разница колоссальная. Например, образование стало считаться так называемой «сферой услуг», что во многом сказывается на результате работы учителей и в том объёме знаний, которым обладают учащиеся на выходе из школы.

― Как вы считаете, какую роль могут сыграть преподаватели в улучшении образовательной системы?

― В нынешней ситуации преподаватели, в особенности учителя, не имеют права повышать голос на учеников. Руководство стремится исключить даже вынесение ученику замечаний и выставление двоек, что ещё несколько лет назад считалось одним из способов сохранить дисциплину и уровень знаний в классе.

В целом, можно сказать, что наша система ориентирована не на образование, а исключительно на потребности обучающегося. В связи с этим по стране значительно сократилось количество образованных людей, университеты вынуждены каждый год снижать планку (баллы, необходимые для поступления). То же самое касается и работодателей, которым становится всё сложнее найти высококвалифицированных специалистов.

― Какие изменения нужно внести в образовательную систему для её улучшения?

― С моей точки зрения, в настоящий момент преподаватели стали «заложниками» сложившейся ситуации, поэтому наше мнение мало что может изменить. Рассматриваемый вопрос должен решаться на более высоком уровне, в частности ― Министерством образования.

― На что стоит акцентировать внимание в современных методиках преподавания?

― Я думаю, что необходимо пересмотреть всю систему в целом и вернуться к тому, что было ещё пару лет назад, поскольку это обеспечит повышение уровня и, как следствие, сможет снизить риск дальнейшего разрушения образования в нашей стране.

― На сколько формат дистанционного обучения отличается от очного? Какому формату отдаёте предпочтение вы?

― Формат дистанционного обучения во многом предполагает, что учащиеся изучают материал самостоятельно. То есть учитель не всегда может проконтролировать его усвоение, как и качество выполнения того или иного задания. Более того, когда речь идёт о языковых дисциплинах, я считаю, что дистанционный формат не может быть использован, как минимум из-за того, что это противоречит запоминанию фонетических особенностей.

― Как вы думаете, есть ли возможность того, что в скором времени преподавателей заменят искусственным интеллектом?

― Да, сейчас искусственный интеллект действительно весьма активно используется, однако в нашей стране он ещё не дошёл до того уровня совершенства, когда ИИ способен предугадать и исключить все возможные ошибки. В связи с этим мой ответ ― нет, если это и произойдёт, то не в ближайшем будущем.

Источник: Pinterest.com

Мнение преподавателей является ценным и необходимым при работе над улучшением образования. Их опыт, знания и предложения могут стать ключевыми факторами в создании современной, эффективной и развивающейся системы. Надеемся, что голоса педагогов будут услышаны и учтены при принятии решений в будущем.