Hard skills и Soft Skills: прокачай себя
Сегодня всё чаще можно услышать о важности «жёстких» и «мягких» навыков. Что это за скиллы, и почему они нужны каждому специалисту? Разберёмся в этом материале.
Что такое Hard и Soft skills?
Hard skills — это профессиональные способности, нужные для конкретной должности. Такие навыки можно получить в процессе образования и умственного развития. Они помогут стать успешным в той сфере, которую ты выбрал, и достигать поставленных задач.
Примеры hard skills:
- Копирайтинг
- HTML / CSS / Javascript
- Дизайн пользовательского интерфейса
- Бухгалтерский учёт и финансы
- Обслуживание сервера
- Редактирование фотографий
- Создание презентаций
- Управление базами данных
- Составление отчётов
- Стратегическое планирование и др.
Soft skills — это надпрофессиональные навыки, необходимые в любой сфере деятельности, личные качества и умения человека. Для успешного общения и качественной работы в команде стоит прокачивать именно их.
Примеры soft skills:
- Инициативность
- Трудолюбие
- Самодисциплина
- Уверенность
- Тайм-менеджмент
- Развитый эмоциональный интеллект
- Знание делового этикета
- Честность
- Умение эффективно общаться
- Гибкость и др.

Источник: FreePik
Что важнее?
Вопрос о том, какие навыки следует больше учитывать работодателям и на что должно быть направлено развитие сотрудников, сейчас является актуальным. В исследовании компании Wonderlic 93% работодателей заявили, что обращают большое внимание на soft skills. Это связано с тем, что даже если профессиональные знания работника не очень обширны, при умелом взаимодействии с коллегами и руководством он сможет обучаться гораздо быстрее и приносить компании больше пользы, чем сотрудник, не умеющий коммуницировать с другими.
10 важных Soft skills
Linkedin в своем исследовании приводит:
- Менеджмент
- Коммуникация
- Работа с клиентами
- Лидерство
- Продажи
- Управление проектами
- Исследования
- Аналитические навыки
- Маркетинг
- Работа в команде
Важны ли Hard Skills?
Несмотря на всё вышеперечисленное, не стоит считать, что «жёсткие» навыки совсем не важны работодателям. Это не так по нескольким причинам:
- Hard Skills обязательны для каждой профессии. Например, юрист должен знать законы, а автомеханик — разбираться в машинах. «Мягкие» же навыки субъективны: в одном рабочем коллективе человек может быть популярным и уважаемым, а в другом — испытывать сложности в общении с коллегами.
- «Жесткие» умения могут быть проверены, измерены и оценены. Для проверки профессиональных навыков часто достаточно пройти тест, собеседование или сдать экзамен. Оценить «мягкие» навыки гораздо сложнее: интервью не всегда позволяет полностью понять характер человека и его поведение в стрессовых ситуациях, а также оценить его способности к взаимодействию и сотрудничеству. В связи с этими сложностями и нечёткостью критериев многие компании при выборе сотрудников ориентируются в первую очередь на профессиональные навыки.

Источник: FreePik
Как развивать hard и soft skills?
Для развития «жёстких» навыков выполни эти шаги:
- Определись, какие умения нужны тебе в конкретной должности
Это могут быть навыки программирования, дизайн, управление проектами, финансовый анализ, иностранные языки и многое другое. Запиши их, чтобы иметь чёткое представление о том, что тебе необходимо улучшить.
2. Учись и развивайся
Непрерывное обучение и развитие — это ключ к успеху. Для улучшения hard skills ищи возможности для самосовершенствования, такие как курсы, тренинги и вебинары. Выбирай занятия, которые соответствуют твоим целям. Не забывай о самообразовании — читай книги, статьи и блоги по теме, общайся с экспертами и коллегами.
С soft skills всё обстоит сложнее. Это постоянная работа над собой, поиск слабых мест и стремление их развивать. План действий такой:
- Составь список того, что хочешь в себе улучшить — можешь спросить мнение близких.
- Реши, какие активности помогут тебе развить эти качества. Например, для развития коммуникативных навыков, запишись на курсы ораторства или вступи в дискуссионный клуб. А чтобы улучшить навыки тайм-менеджмента, можешь ознакомиться с нашим материалом, где мы привели основные техники управления временем.