Граундхоппинг: как совместить путешествия и просмотр футбола?
Добираться до самых отдалённых мест с целью сходить на футбол – любимое занятие хопперов. Путешествия, яркие эмоции, интересное времяпрепровождение, что привлекательного в граундхоппинге и как появилось это необычное хобби?
Граундхоппинг – движение футбольных болельщиков, собирающих «в коллекцию» стадионы, на которых побывали. Арена считается «пробитой», если ты побывал на ней во время матча.
Идея граундхоппинга зародилась среди фанатов в Англии в 1970 годы. Десять лет спустя это хобби приобрело широкую популярность в Германии, где сильно развита культура фанатизма, а количество интересных мест проведения матчей не меньше, чем в Британии.
Со временем фанатов стали привлекать внутренние турниры не только в своей стране, но и за её пределами. Они начали ездить на матчи иностранных чемпионатов, что способствовало популяризации граундхоппинга. Движение постепенно распространилось в Европе, а потом и на других континентах. В России оно стало набирать обороты в начале 2010 годов.
Стадион на крыше торгового центра в Белграде
Фото: The Sun
Комьюнити граундхоппинга в России
«Термин граундхоппинг я узнал лет 8 назад от друга. Я давно слежу за футболом, но болея за один клуб, ты ходишь на одни и те же стадионы, даже если регулярно ездишь на выезды. Постепенно появился интерес к посещению не только игр любимой команды, но и просто интересных матчей и мест их проведения», – рассказывает Антон — активный фанат граундхоппинга, который за время увлечения этим хобби побывал на 555 играх, 129 аренах, в 67 городах и девяти странах.
В России существует объединение поклонников граундхоппинга – Russian Groundhopping League. RGL — закрытое сообщество, которое проводит турниры среди фанатов. Другой популярный ресурс на эту тематику — сайт Groundhopper. Антон – разработчик этого сайта, рассказывает про историю создания ресурса: «Я начал делать сайт, чтобы вести учёт соревнований, и достаточно быстро понял, что функционал дублирует мобильное приложение Futbology (тогда оно называлось Groundhopper), после этого началась дальнейшая разработка. Позже толчком к развитию послужило удаление отечественных соревнований из приложения Futbology.
Функционал у нас самый разнообразный: можно отмечать свои походы на матчи (граундхоппинг) и просто посещения арен без футбола (граундспоттинг). Доступны различные рейтинги участников: по количеству посещённых стадионов, игр, стран и т. д. Можно смотреть матчи поблизости от текущего положения или относительно указанной на карте точке, архивы прошедших игр и расписания будущих встреч. Есть возможность находить местоположения уже недействующих стадионов и отмечать их посещение. Пользователи могут подписаться на страницу клуба или стадиона и видеть предстоящие встречи команды или игры, которые будут проходить на арене.
В нашей базе сейчас находится более 16 тысяч стадионов и футбольных полей, свыше 21 тысячи команд и 650 тысяч матчей. На сайте зарегистрировано чуть менее одной тысячи пользователей, из них порядка 300 активные, кто использует его практически каждый день. За время существования проекта число посещённых ими игр перевалило за 100 тысяч».
Фото с матча «Краснодар» 5:0 «Локомотив», 2020 год
Из личного архива Антона
Что привлекает людей в граундхоппинге?
«В граундхоппинге интересными могут быть разные аспекты: необычные стадионы с особенной архитектурой, важные матчи, исторические города. Каждый может найти что-то для себя, футбол и граундхоппинг — это путеводная звезда в выборе туристического направления», – говорит Антон.
Очевидный плюс граундхоппинга для любителей путешествий – открытие новых и малоизвестных мест. Выбирая точку назначения для поездок, люди обращают внимание на изученные туристами направления, забывая про непопулярные, но по-своему привлекательные города.
Время в дороге на матч не проходит впустую. По пути до стадиона, как и в любой другой поездке, попадаются красивые пейзажи, встречаются интересные люди и случается множество незабываемых историй.
Стадион ФК «Краснодар»
Фото: сайт ФК «Краснодар»
Какие перспективы у развития граундхоппинга в России?
Согласно опросу ВЦИОМ, интерес к футболу в России снизился за последние годы. После введения в сезоне 2022/23 в Российской Премьер-лиге Fan ID – документа, необходимого для посещения матча, часть болельщиков отказалась от походов на игры чемпионата. Эти факторы тормозят популяризацию движения.
Позитивная статистика тоже присутствует. Растёт число зрителей на матчах Кубка России. В этом сезоне в два раза увеличилась средняя посещаемость матчей Первой лиги (второго по силе дивизиона России). Данные показывают, что интерес российского зрителя к походу на футбол еще не пропал.
«Количество увлекающихся граундхоппингом растёт, но относительно медленно. Основная причина – сложности с путешествиями из-за ограничений по перелётам и «полузакрытых» границ с Европой. На мой взгляд, у этого движения будет постоянный рост, хотя и не очень быстрый», – считает Антон.
При всех факторах, негативно сказывающихся на привлекательности футбола для фанатов, граундхоппинг в нашей стране продолжает постепенно развиваться. Хопперы – болельщики со стажем, и интерес к любимому делу у них не пропадёт.
Граундхоппинг – уникальное явление, существующее уже полвека. Зародившись в Англии, он распространился по всему миру, при помощи простого сочетания двух популярных хобби – футбола и путешествий. Он помогает получить непередаваемые эмоции и найти людей с похожими взглядами. В погоне за посещением стадионов открываешь для себя новые туристические направления, о которых до этого не имел ни малейшего понятия. Комьюнити граундхоппинга в России пока что невелико, но оно растёт с каждым годом. Энтузиазм его сторонников позволяет быть уверенным в дальнейшем его развитии, невзирая ни на что.