Деньги, статусность и спорт. Почему супербоул это культовое событие?
Ежегодно финал сезона главного чемпионата в мире по американскому футболу смотрят сотни миллионов зрителей, стоимость рекламы во время игры измеряется семизначными числами, а цена на билеты составляет тысячи долларов. За счёт чего Национальная футбольная лига смогла добиться такого успеха, и почему эта игра привлекает внимание не только спортивных фанатов, но и людей, далёких от спорта, расскажем в сегодняшней статье.
Что такое супербоул?
В середине прошлого века в американском футболе у успешно существовавшей на протяжении долгого времени Национальной футбольной лиги появился конкурент – Американская футбольная лига. Несмотря на то, что попытки создания аналогичного чемпионата уже не раз заканчивались провалом, АФЛ смогла навязать борьбу мощному сопернику.
В результате это вылилось в объединение двух турниров в 1966 году. По задумке организаторов, АФЛ и НФЛ превращались в две конференции внутри объединенного чемпионата с минимальными изменениями участвующих команд внутри них. Название, в свою очередь, сохранилось от одного из предшественников – Национальной футбольной лиги.
По новому регламенту статус чемпиона разыгрывался в заключительном матче сезона между победителями двух конференций. Впервые он прошёл в январе 1967 года, а современное название «супербоул» получил только спустя несколько лет.
С этого момента решающая игра в НФЛ стала одним из главных событий североамериканского спорта. С поэтапным ростом лиги в пределах США, а после и выходом НФЛ на мировой рынок, супербоул превратился в один из самых значимых матчей по всему миру.
О масштабности события позволяют судить телевизионные рейтинги. Прошлогодний финал стал самым просматриваемым событием в Америке за 2024 год. Только в Соединенных Штатах за ним наблюдали в прямом эфире 123 миллиона человек. Второе место заняли президентские дебаты, за которыми в лайве следило в два раза меньше телезрителей.
Статус матча отражается и в ценах на билеты. В этом году их средняя стоимость составляет 8 тысяч долларов (774000 рублей по курсу на 6 февраля). Несмотря на этот факт, стадион всё равно будет полностью заполнен фанатами.
Спортивная составляющая успеха супербоула очевидна. Решающая игра сезона в самой популярной лиге США, на поле лучшие из лучших футболистов, более захватывающий сценарий придумать тяжело. Но что привлекает внимание не интересующихся американским футболом людей?
Halftime шоу
Такое событие должно привлекать внимание каждую минуту. Даже в перерыве игры организаторы находят способ развлечь зрителя. Между первой и второй половинами игры проходит halftime шоу – выступление популярных артистов, которое, по сути, является полноценным концертом.
Первым серьезным певцом, выступившем в супербоуле, стал Майкл Джексон в 1993 году. Этим он поднял планку привлекательности матча для сторонних зрителей. С тех пор в финале НФЛ выступали такие личности, как Мадонна, Бейонсе, Кэти Пэрри, Джастин Тимберлейк, Снуп Дог, Эминем, Кендрик Ламар и другие звёзды эстрады.

В этом году на выступлении в перерыве мы увидим обладателя 22 статуэток Грэмми Кендрика Ламара и четырежды обладательницу той же награды певицу SZA.
Знаменитости на трибунах
Известные личности во время супербоула появляются не только на поле, но и на трибунах. Звёзд разной величины как из мира спорта, так и из других сфер ежегодно можно наблюдать во время телетрансляций.
Леди Гага, Тейлор Свифт, Ким Кардашьян, Джастин Бибер и Ариана Гранде – вот список самых примечательных гостей прошлогоднего финала.
В этот раз из селебрити точно можно ждать Тейлор Свифт. Возлюбленная тайт-энда «Канзас-Сити Чифс» Трэвиса Келси посещает почти каждый матч действующих чемпионов, супербоул точно не станет исключением. Кроме неё о своём присутствии на игре уже объявил президент США Дональд Трамп.

Рекламные паузы
Даже самая скучная часть любого спортивного зрелища становится привлекательной в супербоуле. Стоимость тридцатисекундного рекламного ролика составляет восемь миллионов долларов. Тратя настолько большие суммы, компании стараются выжать максимум из кампаний.
Поэтому в снятых для этого видео присутствует немало популярных личностей, а лучшие рекламы надолго западают в память зрителей. Например, в список знаменитостей, появившихся в рекламных паузах прошлогоднего матча вошли Бен Аффлек, Крис Пратт, Дэвид и Виктория Бекхэм, Джейсон Момоа, Зак Брафф и Дональд Фэйсон.

Супербоул LIX
59-й матч между победителями конференций АФК и НФК пройдёт в ночь с 9-го на 10-е февраля в Нью-Орлеане. Начало запланировано на 02:30 по московскому времени.
За трофей Винса Ломбарди (так называется кубок, вручаемый победителю НФЛ) поборются «Канзас-Сити Чифс» и «Филадельфия Иглз». Эти же коллективы встречались в финале позапрошлого сезона. В захватывающем противостоянии сильнее оказалась команда из Канзаса.
Кроме статуса матча-реванша, этот супербоул несёт в себе ещё несколько интриг. «Чифс» могут оформить третье чемпионство подряд, что ещё ни разу не случалось в истории американского футбола. В случае победы квотербек команды Патрик Махоумс в четвёртый раз станет победителем НФЛ, без сомнений, войдя в топ-3 игрока на своей позиции за всю историю лиги.
В свою очередь, главная звезда «Иглз» ранинбек Сейкуон Баркли проводит исторический с точки зрения статистики сезон, и лучшим его завершением станет взятие чемпионского перстня.
Возможных развязок огромное количество. Но реальностью станет только одна. Какая, узнаем уже совсем скоро во время супербоула LIX.