Что Толстого и Достоевского связывает с Наполеоном?
«Преступление и наказание» и «Война и мир» – два величайших произведения, но что же их объединяет?
Дело в том, что обе работы вдохновлены одним волнением в социуме: культом Наполеона. На вопрос почему же возвышали Бонапарта отвечает Дубинина Татьяна, преподаватель Московского городского педагогического университета: «Эта личность перевернувшая историю. Полководец создает величайшую империю в Европе, завоевывает Европу и Африку. Корсиканец изменил судьбу всего мира». Но к чему приводит подражание императору в двух творениях?
Книга «Война и Мир» Л.Н.Толстого
Источник: shop.arbor.ru
В первой половине XIX века распространена тема возвеличивания полководца французов. Военачальник предстает борцом, который один идет против всех. Общество начала XIX века воодушевляется такой самоотверженностью и бесстрашием.
Татьяна Геннадьевна дала комментарий о воздействии императора на произведение: «Толстой пишет роман-эпопею в 1860-е о событиях 1805-1812 годов. Лев Николаевич четко ловит культ корсиканца. Андрей Болконский – человек амбициозный. Князь мечтает о «своем тулоне», об одном событии, которое перевернет его судьбу и, условно говоря, судьбу мира. Эти амбиции связаны с Наполеоном, потому что Бонапарт яркий пример. Здесь Болконский полностью соответствует эпохе первой трети 19 века. Интересно, что Толстой спустя много лет это поймал и так верно изобразил, поскольку в 1860-е годы культа французского императора уже не было».
Книга «Война и Мир» Л.Н.Толстого
Источник: shop.arbor.ru
В произведении Болконский восхищается Бонапартом как полководцем. Князь недоволен жизнью. Персонаж уверен, что семейные обязательства мешают в достижении целей. В итоге Андрей Николаевич оставил беременную супругу и пошел на войну. Капитан пехоты мечтал завоевать славу, повторив триумф кумира. Одна битва и долгожданная встреча с главнокомандующим французской армии меняют мировоззрение Болконского. На поле боя под Аустерлицем молодого адъютанта Кутузова ранят, тогда Андрей Николаевич лежит и смотрит на небо, осознавая прелести той жизни, которую променял на военную славу. Наполеон теперь кажется князю «маленьким и ничтожным человеком» по сравнению с внутренними переживаниями.
Эксперт раскрыл культурный контекст и прокомментировал влияние личности Бонапарта на главного героя Достоевского: «Раскольников – человек 1860-х годов. Причем тут Наполеон? Родиона интересует вопрос пролития крови, и в 1860-е годы эта тема в русском обществе стоит остро, потому что рождается поколение людей, нигилистов и революционных демократов, которые недовольны изменениями 1861-го года. 1860-е годы – интересная эпоха великих реформ: демократизации, отмены цензуры, построения судебной системы. Одновременно с этим светлым и прекрасным, появляется страшное явление в 1862 году – русский терроризм. Эти молодые люди как бы тоже боролись за благо России. Они были разные. Кто-то пошёл просвещать и образовывать народ, а кто-то говорил, что изменения нужны немедленно. Единственным способом вторые видели свержение самодержавия: смерть царя. И эта дискуссия о возможности пролития крови становится важной в 1860-е годы, не зря Раскольников об этом размышляет. То есть рождается когорта людей, которые за все хорошее, против всего плохого, но они не отрицают возможности пролития человеческой крови. В первой трети 19 века нет такой проблемы. Если Болконский хочет яркое событие, которое изменит две судьбы: его и мира, а также стать героем, то Раскольникова интересует совсем другое в Бонапарте. Главный герой романа проливает кровь ради достижения целей. Парадигма меняется. Достоевский смещает фокус, корсиканец для Родиона больше не герой, изменивший мир, а личность, решившая пролить кровь ради собственных целей».
Последнее прижизненное издание романа «Преступление и Наказание» Достоевского.
Источник: litfund.ru
В «Преступлении и наказании» четко видно, что наполеоновские идеи губительно сказываются на существовании людей. Теория бывшего студента претерпевает неудачу. Главный герой считает, что человечество делится на два типа: «обыкновенные» и «права имеющие». Вторые, по мнению персонажа, вершат судьбы народа и могут совершать правонарушения. Сам Раскольников изначально приписывает себя к «необыкновенным», убивает старуху и беременную девушку, которая стала свидетелем криминального действия. Однако, несмотря на «права», которыми главный герой наделил себя, Родион начинает испытывать угрызения совести, страх и отчуждается от общества. Роман заканчивается тем, что персонаж осознает ошибочность своих взглядов.
Последнее прижизненное издание романа «Преступление и Наказание» Достоевского.
Источник: litfund.ru
Еще одним примером печального финала личности из-за вседозволенности является Свидригайлов. Аркадий Иванович совершил ряд противоправных действий: работал шулером, надругался над несовершеннолетним ребёнком, убил собственную жену, по словам других героев. В конечном счете офицер в отставке покончил жизнь самоубийством, но перед этим потомственный дворянин помог нескольким людям, что указывает на возможное прозрение Свидригайлова.
«Преступление и наказание» и «Война и мир» – настолько разные произведения, но в начале работ действиями двух героев: Болконского и Раскольникова движет Бонапарт, в этом и есть схожесть сюжетов. В обоих романах видно, что писатели нащупали острую тему, однако в обществе разных времен, и посвятили этому годы. Книги признаны международным сообществом и входят в топ лучших творений, которые не теряют актуальность и по сей день.