Будущее медиаиндустрии: как проходит учёба в медиаклассе. Интервью с медиапедагогом
Мир меняется – образование тоже. В статье вы узнаете, как школьники раскрывают свой потенциал в профессиональных классах. В конце вас ждёт эксклюзивный вопрос-ответ от медиакуратора.
«Медиакласс в московской школе» – проект предпрофессионального образования, в котором ученики 10–11 классов получают знания в сфере медиа и улучшают навыки в этой области. В 2021 в нём участвовало 57 школ. В учебном 2024/2025 году к ним прибавилось ещё 100 общеобразовательных учреждений (по ссылке можно найти больше информации). Условия поступления описаны здесь.
Профессиональные состязания
Полученные знания воспитанники демонстрируют в конкурсах и улучшают навыки в области медиапроизводства и медиаграмотности. Школьники участвуют в Медиатоне – профориентационных медиасоревнованиях с последующей сертификацией участников (больше информации можно найти по ссылке). Он включён в стандарт программы «Медиакласс» и является одним из ключевых показателей успешности участия школы в городском проекте. Соревнования проходят на базовых площадках Медиатона (в школах, но возможен и дистанционный формат). Команды формируются из 1–3 человек разного возраста и под руководством наставника (или самостоятельно) создают короткие видеоролики на предложенную тему. Конкурс проводится с октября по март, раз в месяц. По окончании состязаний каждый участник получает сертификат с темой тура, набранными баллами и занятым местом в общем рейтинге.

Существует ещё одно крупное мероприятие, в котором школьники могут показать, на что они способны, – конференция «Наука для жизни», направление «Медиастарт» (более подробная информация по ссылке). Учащиеся делятся на группы по 2–3 человека или работают индивидуально. Категории участников включают в себя не только учеников 7–9 и 10–11 классов, но и педагогических работников. Конференция делится на отборочный этап (февраль-март), в котором участники загружают материалы на сайт и происходит заочная экспертиза, и финальный, где в мае те, кого отобрали, устно выступают с проектом. В зависимости от выбранного направления создаются разные медиапродукты: лонгрид, фоторепортаж, подкаст, видеоинтервью, сообщество «ВКонтакте», открытый канал в Telegram, социальный ролик, игровой, документальный или учебный фильмы, буктрейлер, дизайнерское решение.
Интервью с учителем медиакласса
Редакция EduSMI обратилась к Ларисе Миропольской, куратору медианаправления «Школы Глория», специалисту по связям с общественностью, педагогу-организатору, и попросила рассказать, как проходят учебные дни в уникальном классе.
— Какие необычные предметы изучаются в медиаклассе вашей школы? Чем Вы на них занимаетесь?
— «Медиакласс в московской школе» – проект, который реализуется в нашей школе уже пятый год. Кроме профильных предметов гуманитарного цикла – литература, обществознание и иностранный язык – у юных медийщиков в расписании есть уроки «Журналистика и медиа» и «Технологии медиапроизводства». На них изучается история журналистики, возникновение печатной и радиотелевизионной журналистики, технологии медиапроизводства, фотографы, ведущие, режиссёры, медиатехнологии. Это всё сочетанные курсы, в которых объединены теория и практика. Ребята проходят обязательные дополнительные программы: «Профессиональное обучение без границ» совместно с Киноколледжем № 40 и «Основы проектной деятельности» (в этом году нашим вузом-партнёром был НИУ ВШЭ). В 11-м классе выпускники сдают экзамен «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» (московский конкурс межпредметных навыков и знаний для обучающихся 11-х классов, освоивших программу предпрофессионального образования – Прим. ред.), где как раз часть заданий теоретическая, а другая – практическая. «Потенциал» приравнивается к олимпиаде. У нас в этом году 1 победитель и 13 призёров. Это прибавляет им дополнительные баллы в некоторые вузы.
— Как проходят каникулы у медийщиков?
— Второй год одни из каникул превращаются в медиаканикулы: школьники в течение четырёх дней посещают вузы, которые организуют для них практико-ориентированную программу. Нынешние десятиклассники вместо отдыха провели время на журфаке МГУ и факультете международных экономических отношений. Для ребят были организованы практические занятия по ораторскому мастерству, квизы на знание журналистских терминов, игры на общую эрудицию и многое другое.
— Какие навыки приобрели школьники?
— За прошедшее время ученики медиакласса получили опыт создания фото- и текстового сторителлинга, поработали с экспертами по различным актуальным темам, освоили использование инфотейнмента (формат медиа-контента, которая объединяет информационные и развлекательные элементы – Прим. ред.) в видео. Обучились правилам съёмки в кадре и за его пределами, основам монтажа в различных программах, работе с титрами и шрифтами, правилам выбора стоковых видео и музыки для оформления видеоряда.
Мы очень гордимся, что каждый год все наши ученики успешно защищают проекты с Киноколледжем и получают свидетельства о профессии. В этом году мы выпускаем вместе с коллегами 14 фотографов и 16 графических дизайнеров.
— Педагоги тоже обучаются чему-то новому?
Не только ученики, но и учителя постоянно совершенствуют свои знания и навыки.
Я сама окончила пять курсов повышения квалификации в НИУ ВШЭ и МГУ, регулярно посещаю тематические конференции и вебинары. Чтобы преподавать в медиаклассе, надо быть в теме и в тренде.
— У вас оборудованы классы? Есть ли своя собственная телестудия?
— У нас есть отдельный кабинет, оборудованный для теоретических и практических занятий. Есть хромакей, софтбоксы, петличные микрофоны, штативы, два фотоаппарата Canon. На сегодня возможности многих моделей телефонов позволяют снимать хорошие видео, поэтому мы многокамерную съемку ведём на них, но вот для фото используем фотоаппарат, конечно.
В конце прошлого года все школы, в которых есть медиаклассы, оснастили специальными студиями Джалинга, которые позволяют вести вебинары и записывать видео. Уже прошла установка оборудования, скоро состоится обучение по работе со студией. Надеюсь, что это станет ещё одним интересными направлением нашей деятельности.
— Как вы готовитесь к конкурсам? В каких проектах участвуете или принимали участие? Каковы ваши успехи?
— К участию в конференции «Медиастарт» мы готовимся заранее, очень важно и сложно определить оригинальную тему и потом создать продукт, который бы «зацепил» жюри, так как участников всегда много. Мы анализируем конкурентов, сравниваем, ищем «фишки», много раз переделываем всё, чтобы довести до идеала. Ну и, конечно, отдельно тренируем защиту проектов. Это очень важно – уметь «продать» свою работу. У нас есть много победителей и призёров «Медиастарта» во всех направлениях, которые сейчас учатся в ведущих вузах на профильных курсах: есть операторы из ГИТР (Институт кино и телевидения), телевизионщики РУДН, журналисты МГПУ и МГУ, киношники ВШЭ и другие. К очередной конференции мы подготовили 36 проектов, и очень гордимся что 33 из них прошли в финал. В мае состоится очная защита, ждём, готовимся, верим в успех.
— Много ли сил тратится на профконкурсы?
— «Медиатон» – самый энергозатратный, но при этом вдохновляющий и любимый всеми конкурс. С октября по март медийщики каждый месяц снимают по одному видеоролику на одну и ту же тему, освещая её с разных сторон. В этом году у нас было 12 команд по 2–3 человека, то есть мы снимали по 12 роликов пять месяцев. Это всё проходило параллельно с учёбой. Каждый коллектив выбирал свою тему, которую планировал раскрывать в течение года: «Куда уходит любопытство?», «Спорт или фитнес?», «Праздник своими или чужими руками?», «Красота снаружи или внутри?» и другие.
Ребята сняли по своим темам стрит-ток (уличный опрос – Прим. ред.), информационный ролик с закадровым текстом, интервью с экспертом, репортаж в жанре лайф-ту-тейп (вид съёмки сюжета, где журналист постоянно находится в кадре и участвует в окружающих его событиях – Прим. ред.), а потом сделали небольшой досъём и из всех роликов собрали к финалу аналитические видео. В этом году у нас 15 победителей «Медиатона»! Это очень здорово, так как в начале конкурса на старте было свыше 2000 человек, а в финал вышли только 450.
— Есть ли какие-то стажировки или практика для учеников?
— Мы участвуем не только в «Медиатоне» и «Медиастарте», есть еще много интересных проектов, где ребята проявляют свои таланты.
В прошлом году три одиннадцатиклассницы Оля, Ксюша и Алина дважды стали победителями отборочных конкурсов от Кинокампуса им. Горького и в качестве награды смогли принять участие в двух международных киноэкспедициях в Беларусь и Казахстан.
Их короткометражки стали участниками двух кинофестивалей «Высоко» (август 2024) и «Эхо» (февраль 2025). Наши медийщики стали призёрами и победителями конкурса, организованного «НьюмТАСС», а десятиклассница Аня стала ведущей и снялась в авторском интервью с Юлией Меньшовой.
С прошлого года для школьников появилась возможность стать ведущими проекта «Детские новости» на ОТР, которые выходят по субботам и воскресеньям. Уже вышел наш выпуск «Героями не рождаются, героями становятся» с советским и российским военным летчиком Юрием Валентиновичем Козловским, сумевшим отвести неисправный самолет от города Чита в марте 1973 года, и Николаем Леонтьевичем Колодиным, генералом-лейтенантом, военным атташе в Европе и на Кубе.

Источник: t.me/gloriaschoolnews
— Каким Вы видите медиакласс через 5-10 лет?
— Сложно сказать однозначно, так как очень быстро меняется цифровой мир. Но одно будет точно: случайных людей в таких классах станет всё меньше. Многим кажется, что мир медиа – это «снимать видосики», потому что изначально даже многие коллеги были слегка скептически настроены к новому направлению в старших классах. Время показало, что медиа – это огромный труд, знания, эрудированность и лицо, которое важно держать. Главная оценка нашей работы – «не стыдно». Чтобы и через год, и через два любой мог пересмотреть или перечитать наши проекты, а там всё сделано качественно и честно.
— Какие сложности есть в преподавании медиаклассу?
— Перегрузка вновь введёнными назад предметами. Когда вернули физику, химию, биологию в профильные классы, то сразу уменьшили количество медиачасов. Что такое два урока в неделю с таким объёмом работы? А все остальные курсы вообще во второй половине дня и в субботу. Мы, конечно, для съёмок выкручиваемся, используем все перемены и остаёмся после уроков, но это очень сложно. ОЧЕНЬ. Вот так, да, капслоком. Понятно, что общее образование важно и нужно. И всё же, если класс профильный, то надо искать баланс нагрузки.
— Что Вам нравится в преподавании медиаклассу?
— Возможность учить детей творчески мыслить, получать профессиональные компетенции, помогать им формировать умение работать в команде, прокачивать креативные навыки, постоянно давать ребятам возможность выходить из зоны комфорта.
Это и школьные, и в то же время совсем не школьные уроки, они не только дают знания, но и помогают личностному росту, а иногда даже меняют взгляды на жизнь и отношение к ней.Например, ребенок, который не очень хорошо учится по математике, может снять замечательное видео или сделать интересное фото, которые оценят другие, а это придаст ему уверенность в себе.
Иными словами, для меня преподавание в таких классах – это особая возможность учить и воспитывать успехом.
— Какие эксперты давали лекции вашему классу?
— У нас в школе проходят встречи с представителями разных профессий. Например, к нам приходили радиоведущий «Русского Радио» Максим Привалов, кибер-модель Вероника Левенец, капитан барка (российское учебное парусное судно – Прим. ред.) «Крузенштерн» Михаил Новиков. У юных журналистов всегда есть практические задания: подготовить вопросы, провести встречу, снять репортаж.

Источник: t.me/gloriaschoolnews
— Почему всё же стоит поступить в медиакласс?
— Несмотря на все трудности в обучении, сюда поступает всё больше ребят. Привлекает атмосфера творчества. Медиаклассы всегда вместе, всегда в идеях, всегда в работе. Они очень отличаются по энергетике от других профилей. Наверное, поэтому становятся дружнее и общительнее. Медиаинструменты – умение писать текст, снимать, монтировать – сегодня должны быть практически у всех. Ребята получают качественное образование, дополнительно к нему – специальность. Именно поэтому во время обучения многие уже начинают подрабатывать фотографами, SMM-специалистами, графическими дизайнерами. Мир медиа прочно вошёл в нашу жизнь. Но он настолько огромен, что в нём сложно уследить за качеством контента. Именно медиакласс даёт понимание профессии и формирует правильное отношение к ней.
Редакция благодарит Ларису Юрьевну за интервью!
Несомненно, потребность в медиаспециалистах будет только расти. Количество таких классов увеличится, поскольку они отвечают высоким стандартам и являются эффективными «центрами» для подготовки будущих медийщиков, которые смогут производить первоклассный контент, отвечать на новые вызовы цифровой эпохи. Вероятнее всего, вскоре медиаклассы появятся и в регионах. Труд школьников и педагогов, их бесценный вклад в создание нового качества образования достойны восхищения и уважения.