Абстракционизм: как понять то, что кажется непонятным
Абстракционизм — одно из самых загадочных и противоречивых направлений в искусстве: его либо любят, либо ненавидят. Абстракционисты бросили вызов традиционным представлениям о том, как должно выглядеть искусство. Вместо узнаваемых образов и сюжетов это направление предлагает зрителю погрузиться в мир странного сочетания форм, линий и цветов. Уход от канонов живописи вызывает непонимание и раздражение у зрителей. Почему так происходит? Как научиться понимать и ценить абстрактное искусство? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах.
Пожалуй, стоит начать с того, что такое абстракционизм и благодаря каким представителям он стал известен на весь мир.
Абстракционизм (от лат. abstractio, то есть удаление, отвлечение) ― это направление в живописи, последователи которого отказываются от подражания реальности. Возможно, многие знают абстракционизм именно по картине Казимира Малевича «Черный квадрат», однако основоположником был не он, а Василий Кандинский.
Василий Кандинский
Кандинского справедливо называют «отцом» абстракционизма, ведь его вклад в это направление выходит далеко за рамки создания полотен. Кроме написания картин, он организовывал художественные объединения, демонстрировал свои произведения на выставках и публиковал теоретические работы, например, «О духовном в искусстве». Кандинский заложил основы для развития и популяризации нового течения. Одна из первых его абстрактных картин — «Композиция VII», в которой, по словам искусствоведов, зашифрованы религиозные мотивы.

Казимир Малевич
Не стоит забывать и про упомянутого выше Казимира Малевича, русского и советского художника-авангардиста. Малевич создал направление супрематизм, где главным элементом искусства стала геометрическая форма. Его работы — это комбинации простых фигур (квадратов, кругов, линий) на белом фоне. Казимир Северинович считал, что искусство должно быть свободным от изображения реальности.
Интересный факт: Малевич в разное время нарисовал четыре черных квадрата, которые отличались по размеру. Самый первый, изначальный, вариант сейчас находится в Третьяковской галерее.

Пит Мондриан
Нидерландский художник Пит Мондриан также считается одним из основателей абстракционизма. Его судьбу можно назвать грустной. Работы Пита не принимали во французском обществе, где он много лет жил и творил. Его картины попали на выставку «Дегенеративное искусство», из-за чего ему пришлось переехать в США. Мондриан создал стиль неопластицизм, основанный на строгой геометрии: горизонтальные и вертикальные линии, прямоугольники и три основных цвета: красный, синий, желтый.

Источник: artforintrovert.ru
Почему люди не понимают абстракционизм?
- Отсутствие очевидного сюжета
Люди привыкли к искусству, в котором можно легко определить, что изображено на картине: пейзаж, портрет, натюрморт и так далее. Абстракционизм же отказывается от этого, предлагая зрителю интерпретировать, «расшифровать» произведение самостоятельно.
Искусствовед и историк Эрнст Гомбрих в своей работе «Искусство и иллюзия» объясняет, что человеческий мозг запрограммирован искать знакомые формы и сюжеты. Когда их нет, зритель чувствует себя потерянным. Абстрактное искусство требует более глубокого эмоционального и интеллектуального вовлечения, что не всем дается легко. Это похоже на то, как мы учим новый язык: сначала кажется, что это просто набор непонятных звуков или символов, но со временем начинаешь улавливать его смысл и красоту.
- Эмоциональная и интеллектуальная сложность
Абстракционизм часто воспринимается как «сложное» искусство, требующее специальных знаний. Действительно, чтобы понять многие работы, нужно знать историю их создания. Например, «Черный квадрат» Казимира Малевича — не просто геометрическая фигура на белом фоне, а манифест нового искусства, отрицающего традиционные формы.
Люди, которые чаще сталкиваются с абстрактным искусством, начинают лучше его понимать. Это связано с тем, что они учатся видеть в нем не только формы, но и эмоции, идеи и культурные коды.
- Культурные стереотипы
Многие считают абстракционизм элитарным или недоступным. Французский социолог Пьер Бурдье в своей книге «Различие. Социальная критика суждений» пишет, что восприятие искусства тесно связано с уровнем образования и культурным капиталом человека. Те, кто не знаком с историей искусства или не имеет привычки анализировать визуальные образы, часто отвергают абстракционизм как непонятный или бессмысленный.
Как научиться понимать абстракционизм?
Наша редакция провела небольшое исследование и подготовила для вас несколько советов, которые помогут понять смысл «разноцветных кружочков и квадратиков».
- Сфокусируйтесь на эмоциях
Один из способов понять абстрактное искусство — это сосредоточиться на эмоциях, которые оно вызывает. Например, работы Василия Кандинского часто сравнивают с музыкой: цвета и формы создают ритм и гармонию, которые можно «услышать» глазами. Попробуйте задать себе вопросы: «Какие чувства вызывает эта работа?», «Какие ассоциации она рождает?», «Что для вас значат цвета и фигуры на полотне?».
- Изучите контекст
Чтобы глубже понять абстракционизм, важно знать исторический и культурный контекст. Например, супрематизм Малевича возник как реакция на социальные и политические изменения XX века. Изучение биографии художника и эпохи, в которой он творил, может открыть новые стороны в понимании его работ.
- Развивайте насмотренность
Регулярное взаимодействие с абстрактным искусством улучшает его понимание. Чем чаще вы смотрите на такие работы, тем больше деталей и смыслов начинаете замечать. Музеи и галереи — идеальное место для такой практики. Можно изучать картины и в Интернете, на сайтах обычно есть более полная информации о произведениях искусства, что упрощает восприятие и понимание полотен.
- Не пытайтесь определить точный смысл
Абстрактное искусство часто не имеет однозначного смысла, который нужно разгадать. Художники создают свои работы, чтобы выразить эмоции, визуализировать свои размышления, а не чтобы передать конкретное сообщение. Воспринимайте произведение интуитивно, не пытайтесь найти в нем четкий сюжет или скрытый код.
- Не оценивайте умение «рисовать»
Не стоит судить абстракционизм по критериям реалистичного изображения или академического рисунка. Художники-абстракционисты сознательно отходят от этих стандартов, чтобы исследовать новые формы выражения. Вместо того чтобы утверждать: «Да я в пять лет лучше рисовал», – попробуйте оценить, как работа воздействует на вас, какие эмоции и мысли она пробуждает.

Абстрактное искусство в Новой Третьяковке
Недавно я побывала на постоянной экспозиции в Новой Третьяковке, где представлено множество работ в стиле абстракционизм. Шла туда с пониманием, что большинство картин могут оказаться для меня загадкой, но мне было интересно погрузиться в этот мир, попытаться почувствовать их атмосферу и, может, даже уловить мысли художников.
Экспозиция познакомила меня с творчеством таких мастеров, как Малевич, Кандинский, Прокофьев, Клюн, Экстер, Заневская и других. Каждая работа оставляла свое впечатление: одни поражали масштабом, другие — смелыми цветовыми решениями, а третьи — своей странностью, однако экспозиция действительно интересная. Вы можете взять аудиогид и часами рассматривать и изучать полотна, или же присоединиться к экскурсионной группе. Кроме того, в Новой Третьяковке представлены не только абстрактные работы, но и произведения в более традиционных стилях, например, реализме. Так что каждый найдет что-то для себя.
После осмотра экспозиции я решила узнать мнение других посетителей. Виктория, студентка РНИМУ им. Н. И. Пирогова, поделилась своими впечатлениями: «Выставка мне определенно понравилась, каждая картина заслуживает внимания. Для меня кардинальное отличие современного искусства состоит в том, что перед посещением галереи стоит посмотреть хотя бы несколько лекций или почитать о художниках и их творчестве, чтобы быть в контексте и понимать, что изображено на картинах. Это позволит обратить внимание на что-то кроме считывания визуальных образов. Хотелось бы отметить также, что очень много картин было посвящено волнениям и переломным моментам XX века. Художники, жившие в то время, через свои полотна выражали тревогу, надежды и мысли о происходящем вокруг».
Действительно, когда ты понимаешь обстоятельства, в которых создавались произведения искусства, начинаешь по-другому их воспринимать, можешь прочувствовать эмоции автора, а затем сформировать свое мнение о работе.
Светлана, студентка МГПУ, добавила: «Безусловно, хотелось бы сходу понимать абстрактное искусство, но, к сожалению, для это нужно уделить гораздо больше времени, чем кажется. Необходимо погрузиться в исторический и культурный пласт эпохи. Геометрическими фигурами и цветами в абстракционизме выражается не красота момента, а чувства художника, его внутренний мир».
Так идти или нет?
Если вы ценитель абстрактного искусства или хотите побольше о нем узнать, то пойти на выставку определенно стоит. Если же вы категорически не признаете это направление, даже после всех приведенных выше доводов в его пользу, то советуем вам не тратить на это силы и время и посетить другие выставки. Например, Государственную Третьяковскую галерею, галерею Ильи Глазунова или Центр искусств. Там тоже очень интересно!