5 правил, чтобы не быть обманутым СМИ

В современном обществе, насыщенном информацией, крайне важно уметь отличать правду от лжи и манипуляции. Редакция MCUniverse пообщалась о проблеме восприятия текстов массовой коммуникации с доктором педагогичеких наук, автором концепции формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов Натальей Васильевной Чичериной и кандидатом педагогических наук, руководителем образовательной программы «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте» МГПУ (преподаватели направления «Реклама и связи с общественностью» в Московском городском Ирина БыховскаяЕлена ЮдинаНаталия ШведАнтон Бородкин,  Елизавета Игнатенко и Дмитрий Дзигуа) Ириной Юрьевной Люлевич. Эксперты рассказали, зачем людям развивать навыки медиаграмотности, как нужно воспринимать информацию в СМИ, и поделились главными правилами этого умения.


Что такое медиаграмотность?

Медиаграмотность — это навыки чтения медиатекстов, их понимания, интерпретации, анализа и создания (как высший этап). Медиапространство — это наше окно в мир, общение с ним, понимание того, как он устроен, что в нем происходит, насколько это может отразиться на нашей жизни, — говорит Ирина Юрьевна Люлевич.

По мнению Натальи Васильевны Чичериной, стать медиаграмотным значит стать автономным и критически мыслящим потребителем или создателем медиапродукции.

Зачем человеку развивать навыки медиаграмотности?

«Умение анализировать и делать выводы из получаемой информации очень важно для современного человека. От этого зависит его сознание, взгляд на жизнь и модели поведения. «Если вы не обладаете медиаграмотностью, то вами будут манипулировать все, кто захочет извлечь из этого некую пользу. Вас расстроят на пустом месте, заставят делать не то, что было бы полезно вам, внушат дурные мысли, вызовут ненужные негативные эмоции, ввергнут в моральную панику. Как, например, людей, которые искренне верят, что след от самолета в воздухе — это распыление химикатов для сокращения человечества»Ирина Люлевич

Как нужно воспринимать медиатексты?

Медиатексты — это различные виды медийных материалов, которые используются для передачи информации или коммуникации с аудиторией. К ним относится практически все, с чем мы взаимодействуем каждый день: реклама, новости, посты в соцсетях, музыка, игры и многое другое. Если вы хотите стать медиаграмотным человеком, то рекомендуем всегда помнить и использовать пять базовых концептуальных положений медиаграмотности:

1. Медиатексты являются конструктами, но, в свою очередь, они создают реальность.

Средства массовой коммуникации не являются прозрачным окном в мир. Любой медиатекст, как правило, является результатом труда конкретных людей. А то, что создается другими, становится реальностью для аудитории, которая не видит и не слышит слов, образов, схем, которые были использованы или отвергнуты в процессе создания медиатекста. Аудитория воспринимает готовый результат. Если человек понимает, как создается сообщение, и задумывается о том, какая информация была опущена в процессе его создания и каким образом это влияет на его восприятие мира, он начинает управлять собственной жизнью в глобальном медиатизированном обществе.

2. Медиатексты имеют коммерческую импликацию.
Массмедиа – это, прежде всего, бизнес, движимый экономическими мотивами. Неотъемлемой частью современных СМИ являются рекламные материалы. В этой связи важно понимать, что средства массовой информации не просто продают время и пространство для продвижения другого продукта, они продают рекламодателям свою аудиторию.

3. Медиатексты имеют идеологическую и политическую импликации.
Массмедиа несут в себе и передают аудитории определенные ценности и суждения. Поскольку все медиатексты являются конструктами, они имеют подтекст или скрытый смысл. Посредством выбора места действия (город, сельская местность, зажиточный район, экономически неблагополучный город), героев определенного возраста, пола, а также представления какого либо стиля жизни, поведения, суждений, средства массовой информации формируют систему ценностей.
Необходимо научиться «читать» скрытый смысл медиатекстов, чтобы быть свободным в принятии собственных решений и иметь возможность отвергнуть или согласиться с их идеей.


4. Форма и жанр медиатекста обладают специфическими характеристиками и используют особые приемы для воздействия на потребителя.
Так, крупный план в выпуске новостей по телевизору передает интимность, а крупный заголовок в газете — важность сообщения. Знание грамматики, синтаксиса и метафорической системы языка СМИ повышает качество восприятия медиатекстов и делает аудиторию менее подверженной манипулированию.

5. Получатели медиатекстов конструируют их значение.

Аудитория по-разному усваивает одни и те же медиасообщения. Нет двух людей, которые абсолютно одинаково восприняли бы один и тот же фильм или программу. Аудитория не является пассивной в процессе восприятия медиатекстов. Получатели формируют смыслы и суждения в процессе переработки поступающей информации.


Исходя из пяти базовых концептуальных положений медиаграмотности, исследователи сформулировали пять основных вопросов, которые следует задавать при работе с любым медиатекстом:


1.Кто создал медиатекст и почему? Чьи интересы он отражает?
2.Какие приемы используются, чтобы привлечь мое внимание и создать определенное впечатление?
3.Какие ценности, суждения и стиль жизни представлены в медиатексте? Насколько они соответствуют моим жизненным установкам?
4.Какой смысл может иметь данный медиатекст для других людей?
5.Какая информация намеренно опущена в медиатексте?

5 главных правил медиаграмотности

1. Мыслить критически. Это то, без чего вообще человеку трудно жить. В первую очередь это умение анализировать, то есть оценивать правдоподобие, отслеживать логику, выявлять причинно-следственные связи и на основе полученного формировать суждение и принимать решения. Еще один довод в пользу медиаграмотности: ложная оценка происходящего ведет к принятию неправильных решений, в том числе и тех, которые непосредственно влияют на вашу жизнь. Выработка критического мышления — долгий процесс, но без него человек не может противостоять угрозам со стороны внешнего мира. Читать и думать, повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор, — то, без чего этот навык не сформировать.
2.Уметь подбирать источники, которым можно доверять, создавать свою новостную ленту именно из таких источников. Это можно сделать, только когда вы читаете много разных медиа и проверяете достоверность прочитанного, сравниваете, учитесь отличать факты от мнения, интерпретацию от оценочного суждения. Постепенно у вас появится понимание, какие медиа стремятся информировать, проверяя факты и честно излагая их, а какие хотят заставить присоединиться к большинству.

3.Уметь отключать эмоции при чтении новостей. Манипулятивная подача фактов (или, скорее, фактоидов) часто основана на эмоциях. Задача пропаганды состоит в том, чтобы вас захлестнула волна негодования или восторга, как раз в этот момент вы не способны анализировать, видеть алогичность сказанного, и вами можно манипулировать. Вот почему лучше читать, чем смотреть. Вы можете отложить прочитанное, подумать и перечитать уже более спокойно, так вы увидите абсурд информации, которую вам зачем-то сообщили. Кстати, часто новостной текст отличается от пропагандистского текста именно нейтральным тоном и отсутствием оценок.

4.Уметь проверять информацию, которая вас зацепила. Фактчекинг — это, скорее, профессиональное умение тех, кто работает с медийным пространством, но его основы также должны быть известны всем: найти первоисточник, обратить внимание на ссылку, дату публикации, фамилию автора и компетентность экспертов, получить подтверждающую информацию из других открытых источников и т.д.

5.Никогда ничего не принимать на веру. Как говорил главный редактор Digital First Media Стив Баттри, обучая молодых журналистов: «Если ваша мать говорит, что любит вас, проверьте это. Вы можете проверить это, опросив ее друзей и семью, выкапывая фотографии и видеоролики, где она показывает или выражает свою любовь. Найдите несколько писем или обновлений соцсетей, которые выражают ее привязанность. Документируйте подарки и действия, которые показывают ее любовь. Затем делайте то же самое в каждой своей статье, в каждом событии и в каждом проекте».

Мир данных сегодня — это океан, и чтобы не утонуть, нужно учиться плавать, это вопрос информационной безопасности и гигиены.

По материалам MCUniverse