5 правил, чтобы не быть обманутым СМИ
В современном обществе, насыщенном информацией, крайне важно уметь отличать правду от лжи и манипуляции. Редакция MCUniverse пообщалась о проблеме восприятия текстов массовой коммуникации с доктором педагогичеких наук, автором концепции формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов Натальей Васильевной Чичериной и кандидатом педагогических наук, руководителем образовательной программы «Спортивная журналистика и медиакоммуникации в спорте» МГПУ (преподаватели направления «Реклама и связи с общественностью» в Московском городском Ирина Быховская, Елена Юдина, Наталия Швед, Антон Бородкин, Елизавета Игнатенко и Дмитрий Дзигуа) Ириной Юрьевной Люлевич. Эксперты рассказали, зачем людям развивать навыки медиаграмотности, как нужно воспринимать информацию в СМИ, и поделились главными правилами этого умения.
Что такое медиаграмотность?
Медиаграмотность — это навыки чтения медиатекстов, их понимания, интерпретации, анализа и создания (как высший этап). Медиапространство — это наше окно в мир, общение с ним, понимание того, как он устроен, что в нем происходит, насколько это может отразиться на нашей жизни, — говорит Ирина Юрьевна Люлевич.
По мнению Натальи Васильевны Чичериной, стать медиаграмотным значит стать автономным и критически мыслящим потребителем или создателем медиапродукции.
Зачем человеку развивать навыки медиаграмотности?
Как нужно воспринимать медиатексты?
Медиатексты — это различные виды медийных материалов, которые используются для передачи информации или коммуникации с аудиторией. К ним относится практически все, с чем мы взаимодействуем каждый день: реклама, новости, посты в соцсетях, музыка, игры и многое другое. Если вы хотите стать медиаграмотным человеком, то рекомендуем всегда помнить и использовать пять базовых концептуальных положений медиаграмотности:
1. Медиатексты являются конструктами, но, в свою очередь, они создают реальность.
Средства массовой коммуникации не являются прозрачным окном в мир. Любой медиатекст, как правило, является результатом труда конкретных людей. А то, что создается другими, становится реальностью для аудитории, которая не видит и не слышит слов, образов, схем, которые были использованы или отвергнуты в процессе создания медиатекста. Аудитория воспринимает готовый результат. Если человек понимает, как создается сообщение, и задумывается о том, какая информация была опущена в процессе его создания и каким образом это влияет на его восприятие мира, он начинает управлять собственной жизнью в глобальном медиатизированном обществе.
2. Медиатексты имеют коммерческую импликацию.
Массмедиа – это, прежде всего, бизнес, движимый экономическими мотивами. Неотъемлемой частью современных СМИ являются рекламные материалы. В этой связи важно понимать, что средства массовой информации не просто продают время и пространство для продвижения другого продукта, они продают рекламодателям свою аудиторию.
3. Медиатексты имеют идеологическую и политическую импликации.
Массмедиа несут в себе и передают аудитории определенные ценности и суждения. Поскольку все медиатексты являются конструктами, они имеют подтекст или скрытый смысл. Посредством выбора места действия (город, сельская местность, зажиточный район, экономически неблагополучный город), героев определенного возраста, пола, а также представления какого либо стиля жизни, поведения, суждений, средства массовой информации формируют систему ценностей.
Необходимо научиться «читать» скрытый смысл медиатекстов, чтобы быть свободным в принятии собственных решений и иметь возможность отвергнуть или согласиться с их идеей.
4. Форма и жанр медиатекста обладают специфическими характеристиками и используют особые приемы для воздействия на потребителя.
Так, крупный план в выпуске новостей по телевизору передает интимность, а крупный заголовок в газете — важность сообщения. Знание грамматики, синтаксиса и метафорической системы языка СМИ повышает качество восприятия медиатекстов и делает аудиторию менее подверженной манипулированию.
5. Получатели медиатекстов конструируют их значение.
Аудитория по-разному усваивает одни и те же медиасообщения. Нет двух людей, которые абсолютно одинаково восприняли бы один и тот же фильм или программу. Аудитория не является пассивной в процессе восприятия медиатекстов. Получатели формируют смыслы и суждения в процессе переработки поступающей информации.
Исходя из пяти базовых концептуальных положений медиаграмотности, исследователи сформулировали пять основных вопросов, которые следует задавать при работе с любым медиатекстом:
1.Кто создал медиатекст и почему? Чьи интересы он отражает?
2.Какие приемы используются, чтобы привлечь мое внимание и создать определенное впечатление?
3.Какие ценности, суждения и стиль жизни представлены в медиатексте? Насколько они соответствуют моим жизненным установкам?
4.Какой смысл может иметь данный медиатекст для других людей?
5.Какая информация намеренно опущена в медиатексте?
5 главных правил медиаграмотности
1. Мыслить критически. Это то, без чего вообще человеку трудно жить. В первую очередь это умение анализировать, то есть оценивать правдоподобие, отслеживать логику, выявлять причинно-следственные связи и на основе полученного формировать суждение и принимать решения. Еще один довод в пользу медиаграмотности: ложная оценка происходящего ведет к принятию неправильных решений, в том числе и тех, которые непосредственно влияют на вашу жизнь. Выработка критического мышления — долгий процесс, но без него человек не может противостоять угрозам со стороны внешнего мира. Читать и думать, повышать свой интеллектуальный уровень, расширять культурный кругозор, — то, без чего этот навык не сформировать.
2.Уметь подбирать источники, которым можно доверять, создавать свою новостную ленту именно из таких источников. Это можно сделать, только когда вы читаете много разных медиа и проверяете достоверность прочитанного, сравниваете, учитесь отличать факты от мнения, интерпретацию от оценочного суждения. Постепенно у вас появится понимание, какие медиа стремятся информировать, проверяя факты и честно излагая их, а какие хотят заставить присоединиться к большинству.
3.Уметь отключать эмоции при чтении новостей. Манипулятивная подача фактов (или, скорее,
) часто основана на эмоциях. Задача пропаганды состоит в том, чтобы вас захлестнула волна негодования или восторга, как раз в этот момент вы не способны анализировать, видеть алогичность сказанного, и вами можно манипулировать. Вот почему лучше читать, чем смотреть. Вы можете отложить прочитанное, подумать и перечитать уже более спокойно, так вы увидите абсурд информации, которую вам зачем-то сообщили. Кстати, часто новостной текст отличается от пропагандистского текста именно нейтральным тоном и отсутствием оценок.4.Уметь проверять информацию, которая вас зацепила. Фактчекинг — это, скорее, профессиональное умение тех, кто работает с медийным пространством, но его основы также должны быть известны всем: найти первоисточник, обратить внимание на ссылку, дату публикации, фамилию автора и компетентность экспертов, получить подтверждающую информацию из других открытых источников и т.д.
5.Никогда ничего не принимать на веру. Как говорил главный редактор Digital First Media Стив Баттри, обучая молодых журналистов: «Если ваша мать говорит, что любит вас, проверьте это. Вы можете проверить это, опросив ее друзей и семью, выкапывая фотографии и видеоролики, где она показывает или выражает свою любовь. Найдите несколько писем или обновлений соцсетей, которые выражают ее привязанность. Документируйте подарки и действия, которые показывают ее любовь. Затем делайте то же самое в каждой своей статье, в каждом событии и в каждом проекте».
Мир данных сегодня — это океан, и чтобы не утонуть, нужно учиться плавать, это вопрос информационной безопасности и гигиены.
По материалам MCUniverse