«120 дней после детства»: взгляд на студенческое кино
Как выглядит кино, когда его снимают те, кто только учится создавать искусство? Студенческий фильм ВГИК — искренний, смелый и полный находок эксперимент. Рассказываем, что нас удивило и берем комментарий у самого молодого режиссера России.
19 февраля автор EduSMI побывала на показе киноальманаха «120 дней после детства». Его сняли студенты первого курса режиссерского факультета мастерской В. И. Хотиненко во ВГИК. Вообще киноальманах — это художественный фильм, состоящий из двух и более короткометражных фильмов часто связанных только одной общей темой, местом действия или общим событием. Лейтмотивом всего монтажа был смысл о том, что юные режиссеры представляют свои работы спустя 120 дней после детства, то есть после школы.
Мы зашли в кинозал ВГИК и выбрали себе места. Перед показом было вступительное слово руководителя мастерской. Он сказал: «Мы даем студентам расти с первого семестра. Не ограничиваем фантазию. Мы как садовники, которые только убирают лишние ветки». Эти слова мне понравились, поддержка преподавателя, открытость к идеям важна любому студенту в начале пути.
Не просто кино, а истории про нас
Содержание фильма довольно необычное. В первом семестре студенты ВГИК получили задания: снять хокку, интерьеры и экстерьеры, натюрморты, планы и ракурсы, бессловесные монологи. На показе соединили лучшие работы из каждой категории.
Фильмы говорили о поиске себя, страхе, одиночестве, детстве, смерти, радости и жизни. Думаю, что описывать все сюжеты, которые были представлены, не стоит, к тому же интересна визуальная работа. Вот несколько запоминающихся эпизодов. Девушка на перроне достаёт сигарету и решает закурить (довольно типичный прием завязки в кино, судя по другим сюжетам), но зажигалка не работает. Она все убирает, и ей попадается фотография бывшего молодого человека. Девушка долго смотрит на нее, а потом пробует поджечь ее с помощью той же зажигалки и пламя вспыхивает. Что действительно нужно сжечь? Сигарету или прошлое? Спрашивает режиссер у зрителя. Конечно, негативное прошлое тянет на дно и его нужно отпустить, чтобы быть счастливым. Другая запомнившаяся работа — натюрморт. На кадрах предметы (обручальное кольцо, цветок, фотография) попадают в лед и покрываются коркой. Очень красивая визуальная работа. В моей голове был вопрос: «Как они это сделали?». Конфликт в этом эпизоде — отношения между парнем и девушкой. На фоне слышна их ссора. Я увидела аллегорию: у нас есть воспоминания, которые хочется заморозить. Картина выглядит целостной, а простая и выразительная метафора делает короткометражный фильм оригинальным.
Когда экран говорит за тебя: мои эмоции после просмотра
Атмосфера в зале была дружеской и живой. После каждого эпизода зрители хлопали. Сцены вызывали разные эмоции — от смеха до задумчивости.
Меня зацепил сарказм и тонкие подколки авторов. Например, один эпизод: вблизи снят чайник, в вихре заварки кружатся крупные чаинки. Кажется, что вот сейчас будет глубокая философская мысль, но в конце автор буднично говорит: «Не церемонюсь и завариваю чай в пакетике». Или ещё один момент: парень едет в поезде, задумчиво смотрит в окно. Кажется, что сейчас начнется интересное приключение, но когда он выходит из поезда, появляется хокку: «Вот с поезда сошёл, и некуда идти». Эпизод заставил меня задуматься о том, что многие из нас принимают эмоциональное решение в плане путешествий, но «сойдя с поезда», ты не уедешь от своих мыслей.
Я заметила, что работы, которые мне особенно нравились, чаще всего принадлежали одним и тем же авторам. Видно, что у некоторых студентов уже есть свой стиль.
Что рассказал режиссёр? Честный инсайд с показа
Студент первого курса ВГИК решил стать режиссёром ещё в детстве: «В 11 лет я посмотрел сериал «Великолепный век» и понял, что хочу снимать кино про историю. А в 13 лет снял свой первый исторический фильм — «Екатерина II. Закат Великой».
Наша редакция пообщалась с Андреем Арчаковым, одним из участников киноальманаха и, как оказалось, с одним из самых молодых режиссеров России. Его любимая работа — фильм-хокку. Ещё задолго до поступления он узнал об этом задании и мечтал сделать что-то грандиозное. По словам Андрея, он долго выбирал текст, но особенно его зацепило хокку японской поэтессы Тиё Фукуды. Она посвятила его сыну, который рано ушёл из жизни (Мой ловец стрекоз; О, как же далеко ты; Нынче забежал…).
«Я сразу увидел образ, который можно показать. Хотел оживить эти строчки, наполнить их эмоциями. Когда я узнал, что её сын любил ловить и отпускать стрекоз, это тронуло меня до глубины души» — рассказал Андрей.
Стоит ли идти на такие показы? Спойлер: да!
Студенческое кино может быть глубоким и интересным. В нём есть свежесть, смелость и искренность. Если у тебя будет шанс увидеть такое кино — не раздумывай. Это возможность взглянуть на мир глазами молодых режиссёров, которые уже создают мощные истории. Следующий показ киноальманаха состоится в мае во ВГИК.