Как запоминать быстрее: научные методы и техники

Современным студентам и молодым специалистам разных сфер приходится ежедневно усваивать огромные объёмы информации. Однако просто читать учебник или слушать лекцию недостаточно для качественного усвоения материала. Редакиця EduSMI выяснила, как работает память и какие методы действительно помогают запоминать быстрее и надолго.

Зубрёжка, или пассивное перечитывание текста, — один из самых популярных, но наименее эффективных способов обучения. Исследования, например «кривая забывания» Эббингауза, показывают, что такая форма запоминания приводит к кратковременному усвоению материала, который быстро забывается. Вместо этого психологи предлагают активные методы, при которых мозг активно взаимодействует с информацией.

Суть метода заключается в том, что повторение материала происходит через определённые интервалы времени, увеличивающиеся с каждым повтором. Это позволяет закрепить материал в долговременной памяти и снизить скорость забывания. Например, первый повтор может быть через 1 день, второй — через 3 дня, третий — через неделю, и так далее. Интервалы между повторами становятся всё длиннее по мере того, как материал укореняется в памяти.

Метод интервальных повторений основан на «кривой забывания» Эббингауза, который показал, что без повторения большая часть информации забывается уже через несколько дней после её изучения. Например, по его исследованиям, через час забывается около 60% новой информации, а через шесть дней — около 80%.

Популярные сервисы для интервальных повторений включают Anki, Quizlet (в режиме «учёба»), SuperMemo. Эти приложения помогают настроить систему повторений с увеличивающимися интервалами, что способствует более эффективному запоминанию материала.

Этот подход особенно эффективен при изучении иностранных слов, терминов, дат и формул. Например, исследование, проведённое в Университете Стэнфорда, показало, что использование интервальных повторений значительно улучшает запоминание слов и фраз в иностранном языке, сокращая время на повторение и ускоряя процесс запоминания.

Суть метода заключается не в простом перечитывании материала, а в активном воспроизведении информации по памяти. Это может быть пересказ материала своими словами, повторение ключевых идей или понятий, а также активное решение задач или тестов. Например, вместо того чтобы просто перечитывать формулы, можно попытаться их записать по памяти или объяснить принцип их работы другим.

Важно отметить, что активное припоминание может включать различные формы воспроизведения информации, в том числе и творческие способы. Например, можно создать стихотворение или мнемоническую схему, чтобы легче запомнить сложные формулы. Главное — это активный процесс воспроизведения материала, который помогает укрепить нейронные связи и улучшить память.

Исследование Университета Рочестера (2008) показало, что студенты, применяющиеие или применившие активное припоминание, запомнили до 80% информации, в отличие от 30-40% у группы, которая просто перечитывала материалы. 

Этот древнегреческий метод используется до сих пор,в том числе участниками чемпионатов по запоминанию. Суть: связывать информацию с воображаемыми локациями. Вы представляете знакомое вам пространство (например, свою квартиру) и в каждый «угол» помещаете определённую информацию.

Мария Габидуллина, студентка направления «География и английский», использовала этот метод и поделилась своим мнением: «Я выбрала свою комнату, чтобы подготовиться к зачетам. Оказалось, это удобно — и даже весело. Тропический пояс — это батарея у стены. Сухая жара, почти не дождит — ну прям как пустыни. Муссоны — это окно. То дует, то затихает — как муссонные ветра, приносят то влажность, то сухость.

Такое ощущение, что я превратила свою комнату в интерактивную карту. Когда на паре спрашивали – я просто мысленно «заглядывала» в комнату и всё вспоминала без напряга».

Часто ли вы запоминаете ненужную информацию через ассоциации или предметы, которые связаны с объектом запоминания, например, по первой букве? Наш мозг лучше запоминает яркие образы, чем абстрактные понятия. Это объясняется тем, что визуальные образы и ассоциации создают яркие нейронные связи, которые легче сохраняются в памяти. Создание ассоциаций и визуальных метафор помогает встроить новую информацию в уже существующую «сеть» знаний, что делает её запоминание более эффективным.

Пример: слово «фотосинтез» можно представить как фотоаппарат, который «снимает» энергию солнца. Такой образ помогает связать понятие с чем-то знакомым и визуально ярким, что упрощает запоминание.

Ещё один пример: для запоминания даты 1066 можно представить рыцаря с номером 66 на щите. Это ассоциативное изображение позволяет быстро вспомнить нужную информацию, используя конкретный и яркий образ.

Создание таких ассоциаций и визуальных образов помогает не только запоминать факты, но и лучше их понимать, так как образы включают элементы, которые стимулируют воображение и делают материал более доступным для восприятия.

Назван в честь физика Ричарда Фейнмана. Подходит для глубокого понимания сложных тем. Вот как выглядит алгоритм:

  1. Выберите понятие, которое хотите выучить.
  2. Объясните его простыми словами, как будто рассказываете ребёнку.
  3. Найдите пробелы в понимании и изучите их.
  4. Повторите объяснение с учётом новых знаний.

Ольга Гончарова, студентка МГПУ поделилась своим опытом использования метода Фейнмана: «Лично я испытала его на себе, когда изучала теорию относительности. Попробовав объяснить основные принципы чужими словами, я не только убедилась, что я сама понимаю тему, но и смогла ее запомнить намного лучше.

Одним из главных плюсов этого метода является то, что он заставляет нас критически осмысливать материал. Выявление пробелов в знаниях — это, безусловно, важный этап. Я несколько раз сталкивалась с ситуациями, когда, начиняя объяснять, осознавала, что что-то не могу сформулировать. Это вдохновило меня на дальнейшие исследования, и, в конечном итоге, я приходила к более глубокому пониманию темы.

Однако у метода есть и недостатки. Порой, особенно с более сложными темами, объяснять что-то простыми словами бывает не так просто, как кажется. Я испытывала трудности с формулировкой».

Исследования Гарвардской медицинской школы доказывают, что консолидация памяти (перевод информации из кратковременной в долговременную) происходит во время сна. Регулярный 7–8-часовой сон улучшает память, внимание и когнитивную гибкость.

Аэробные упражнения (например, быстрая ходьба 30 минут в день) стимулируют выработку BDNF — белка, способствующего росту нейронных связей.

На основе своих знаний и наблюдений, я построила четкую систему методов запоминаний, однако важно помнить, что не все способы работают одинаково эффективно для каждого. Важно подобрать подход, который будет наиболее удобен и эффективен для вас.

  1. Принцип «понял — пересказал — повторил»
    Этот метод работает лучше всего, если нужно запомнить сложные концепты или теоретические материалы, которые требуют глубокого понимания. Он может быть менее эффективным, если материал сильно структурирован и не требует активной переработки, например, при заучивании простых фактов или чисел.
  2. Использование карточек, визуальных схем и аудиозаписей
    Карточки и визуальные схемы особенно эффективны при запоминании терминов, дат или фактов, которые требуют быстрого воспроизведения. Если вам нужно запомнить большое количество информации или вы учите иностранный язык, эти методы могут стать полезными. Однако для более абстрактных или сложных концепций эти методы могут быть менее продуктивными, если не сочетаются с другими методами глубокого понимания.
  3. Объяснение материала вслух и ведение учебного дневника
    Эти методы лучше всего работают, когда вы хотите углубить своё понимание материала и проверить, насколько вы его усвоили. Они могут быть менее эффективными, если материал слишком сухой или технический, и требует более структурированного подхода. Например, при изучении точных наук такие методы могут быть сложнее в применении..

Эффективное запоминание — это не врождённый талант, а навык, который можно развить с помощью системного подхода. Использование техник, основанных на исследованиях памяти и обучающего поведения, позволяет не только учиться быстрее, но и глубже понимать материал. Экспериментируйте с методами, адаптируйте их под себя — и вы удивитесь, насколько легче может стать процесс обучения.