«Успех — это количество попыток»

Как часто вы сталкивались с проблемой поиска здоровой еды на улицах?

Да, конечно, есть веганские кафе или просто рестораны с правильной едой. Но это занимает много времени: пока найдешь место, сядешь, выберешь еду, дождешься заказа, не говоря уже о стоимости. Но вот, наконец, в июле эта проблема была решена. Антон и Алексей Сердюковы создали уникальный проект «ЯТакЕм«. Это первый здоровый фастфуд, который ты можешь заказать себе в любую точку Парка Горького. Для этого всего лишь нужно зайти на сайт, сделать заказ, отметить место и через 15 минут наслаждаться вкуснейшим сандвичем с тунцом, запивая соком из тыквы, яблока и моркови. В меню представлены салаты, сандвичи, десерты и напитки.

Доставка в Парке Горького
Фото: из личного архива

Удалось побеседовать с создателями сервиса «ЯТакЕМ» Антоном и Алексеем Сердюковыми.

Как вам пришла в голову эта идея?

Алексей: Долгое время у меня зрели идеи собственного бизнеса, какие-то я воплощал (производство и оптовая продажа женской одежды), какие-то доводил до этапа «ну, пора уже делать что-то…» (работа мечты на один день, борьба за скидку в заведении путем интеллектуального батла…и т.д.), но до конкретных реализаций не доходило. То ли еще будет! Идеи действительно клевые, не имеющие на данный момент аналогов.

Однажды /как это любят писать или рассказывать любые стартаперы/ мне позвонил Антон, а может написал… не помню. Он предложил мне идею поучиться делать бизнес в Like Холдинг (центр предпринимательства, где можно получить практические навыки по созданию бизнеса — прим. ред.). Это были бешеные 2 месяца, но это того стоило! В итоге мы отобрали для себя 12 проектов, которыми мы хотели бы заниматься. Ну, а потом абракадабра! Пропустили все 12 проектов через жесткий фильтр и оставили 1! Первый здоровый фастфуд. Думаю, что Антон поинтересней расскажет, как ему в голову пришла эта идея. В общем, пришла она не мне, а ему)

Антон: Сегодня в моей жизни не много спорта, и я не могу сказать, что питаюсь правильно. Однако, я немного разбираюсь как в базовых принципах диетологии, так и в организации тренировочного процесса – было время, когда серьезно погружался в эти вопросы. Последние же 5-7 лет спорт и здоровый образ жизни приходят в мою жизнь эпизодами. В один из таких периодов меня и посетила идея здорового фастфуда. Весной 2015 года я готовился к своей свадьбе, стараясь избавиться от лишнего веса, который в той или иной мере был у меня всегда. Более 2 месяцев я тренировался 2 раза в день 6 дней в неделю. Принимал пищу 5-6 раз в сутки, следя за потреблением белков, жиров и углеводов и их грамотным распределением в течение дня – в общем, все по науке. Дома вопрос с едой был решен. Моя, в тот момент, невеста, а ныне жена, в отличие от меня занимается спортом регулярно, и соответственно, регулярно готовит здоровую пищу, отвечающую основным принципам правильного питания. На работе организовать 3 сбалансированных приема пищи тоже не составило труда, а других мест в тот период я почти и не посещал. И вот, мне пришлось поехать в командировку.

День рождения Спортивной Секции
Фото: из личного архива

Находясь в другом городе, (помню, что это была Пермь) перемещаясь от одной встречи к другой, я понял, что наступило время приема пищи, пропускать его нельзя, но сделать это надо быстро. Кругом было полно ресторанов и кафе, но они мне не подходили – это долго. Ларьков и киосков с фастфудом было еще больше, но что я мог там найти? — много «быстрых» углеводов, много жиров и мало белка. Можно зайти в продуктовый магазин и купить творог, овощи, цельнозерновой хлеб, но где, как и чем мне это есть, где помыть овощи? – одним словом, тоже неудобно. Мне предстоял выбор – либо пропускать прием пищи и терпеть чувство голода, зная, что это негативно отразится как на моем самочувствии, так и на результатах, либо съесть что-то, что не соответствует принципам правильного питания, а потом испытывать моральные муки и корить себя за слабость духа. Если с подобной проблемой столкнулся я, то, наверняка, есть и другие люди, которые ведут здоровый образ жизни, занимаются спортом, следят за регулярностью питания, и периодически испытывают неудобства, схожие с теми, что испытал я. Это и была так называемая «боль». А если есть «боль», то можно создать бизнес, который ее «закроет». Так и возникла идея сделать уникальный фастфуд, который останется быстрым, но при этом будет здоровым. Идея не нова, но всему свое время и место. Полагаю, сейчас самое время, а Москва – самое место.

Сколько времени потребовалось на реализацию?

Алексей: Сложно сказать. Что подразумевать под реализацией и что называть критерием реализованности. Проект развивается, развивается не так быстро и стремительно, как этого хотелось бы. Могу сказать, что первые действия были предприняты еще в октябре 2015. Получается, что через несколько месяцев уже будет год.

Антон: Да, все верно. Меняется продукт, меняется его способ доставки до клиента, меняются наши планы. Это нормальный процесс. Но у нас есть интересный опыт. Например, имея лишь идею, мы решили протестировать продукт на одном из мероприятий – на том самом бизнес-обучении Like. В итоге за одну неделю мы придумали название (не то, что сейчас, а предыдущая версия), разработали простое меню, выбрали и купили упаковку, напечатали этикетки, купили продукты и сами все приготовили. Было жестко, но весело.

Еще пример. Изначально мы хотели поставить свой киоск или фудртак в одном из крупных парков города. Это требует инвестиций и времени. Поэтому нам пришла в голову другая мысль – распространять наш продукт в Парке Горького, не имея там точки продаж. В итоге за пять недель мы нашли и арендовали два помещения, оснастили фабрику-кухню всем необходимым оборудованием, полностью переделали все меню, поменяли упаковку, провели фотосессию продукции, сделали сайт, нашли велокурьеров, промоутеров, поваров, и 1 июля состоялся технический старт придуманного нами сервиса – доставка здорового фастфуда в любую точку парка в течение 15 минут, когда человек, удобно разместившись на лавочки или даже газоне, со своего телефона заходит на сайт, выбирает блюда из нашего меню, указывает геопозицию и просто ждет велокурьера, который привезет ему заказ прямо в руки.

С какими проблемами столкнулись в процессе реализации?

Антон: Я бы не сказал, что мы сталкивались с какими-то серьезными проблемами. Было много разнообразных задач. Они были нетривиальные, иногда неожиданные, иногда неявно сформулированные. Порой, не понятно было, как к ним подступиться, и мы находили решение далеко не с первого раза.

Сейчас я вижу три концептуальные сложности: нехватка опыта, нехватка денег и нехватка людей. Возможно, удастся решить все три вопроса одним махом – пригласить в команду опытного человека с кучей денег (смеется).

Алексей: Лично я столкнулся с проблемой неумения делегировать. У нас было несколько помощников, но полностью взвалить на них большой кусок обязанностей у меня не получалось, так как считал, что только я знаю, как лучше это нужно было сделать. Это в корне неправильно. Вопрос в другом – может просто помощники не были достаточно компетентными? Тогда проблема лично во мне, так как я не смог найти достойного кандидата на эту роль.

Что оказалось для вас самым сложным?

Антон: Для меня лично наиболее сложным было решиться окончательно погрузиться в это дело. Дело в том, что довольно долго мы работали над продуктом, готовились и даже проводили какие-то тесты, почти не тратя никаких денег. А вот потратив все свои сбережения в течение месяца, ты понимаешь – назад дороги нет. Хотя, нет, вру. Тратить было не сложно. Тогда, не знаю.

Алексей: Самое сложное – это общение с людьми. Думаю, что я никого не обижу, так как не буду переходить на личности, но такого огромного процента не самых умных мужчин и женщин я не ожидал увидеть в процессе работы с фитнес-центрами, с поставщиками, с риэлторами, с курьерами и промоутерами. Скажете, что я предвзят? Не буду отрицать этого, но «соображалка» (так говорит наш отец) должна работать всегда, я считаю.

Вы работали над идеей в команде или сами все организовали и поставили на ноги?

Алексей: «Да, изначально у нас была какая-то тактика и мы ее придерживались!» (смеется). Мы работали вдвоем. Да, нам иногда помогали наши друзья и подруги, но назвать это помощью на постоянной основе или назвать их частью команды мне видится не совсем корректным.

Основатели ЯТакЕм
Фото: из личного архива. Основатели сервиса «ЯТакЕм»

Какие цели в дальнейшем перед собой ставите?

Алексей: Я думаю, что про цели лучше всего расскажет Антон. Если коротко, то стать сетью здорового фастфуда, если еще короче, то стать здоровым MacDonalds. Зачем все это? Немного подустали кушать бургеры!

Антон: Точно! Но это скорее глобальная задача. Действительно, все подчинено общей большой миссии – помочь людям, ведущим, здоровый образ жизни, не отступать от принципов правильного питания, где бы они не находились.

Если же говорить про ближайшие тактические цели, то их несколько:

  1. Выжать максимум из летнего сезона 2016 года, поучаствовав в максимальном количестве мероприятий, подходящих по концепции
  2. Завершить нашу «эпопею» с исследованием потребительского поведения посетителей фитнес-центров и начать готовиться к межсезонью – договариваться с фитнесами о реализации нашей продукции на их территории.
  3. К концу года заработать или привлечь инвестиции, необходимые для полноценного масштабного старта следующего летнего сезона – с киосками, фудтраками и т.д.

Когда прошло официальное открытие и в каком виде это было?

Алексей: Ничего не могу сказать по этому поводу. Антон, а когда у нас прошло официальное открытие?

Официального открытия как такого не было. Мы пробовали себя на различных мероприятиях (целевых и не целевых), пробовали разного рода партнерства, затем запустили доставку по Парку Горького, совсем недавно выступали в качестве провайдеров питания на праздновании дня рождения Спортивной Секции.

Так что, Антон, когда было официальное открытие то?

Антон: Да без понятия. Надо устроить! А вообще, думаю, официальным открытием стоит считать 2 июля. Тогда сервис по доставке здорового фастфуда в парке впервые заработал в формате, максимально близком к желаемому.

Сколько сейчас человек задействовано в процессе?

Антон: Совсем недавно наши ряды пополнила Настя, которая занимается дизайном. Все остальные задачи по-прежнему решаются пока вдвоем.

Что вы посоветуете людям, которые хотят организовать свое небольшое дело?

Алексей: Обновить резюме на hh.ru! И да, самое главное немного приврите, ведь главное – это пройти этап отсева из общего пула резюме, а для этого нужно быть красавчиком со всех углов!

А если серьезно, то не забудьте про Linkedin.com!

А если совсем серьезно, то есть два пути:

  • ходить на тренинги бизнес молодости, Like и так далее по 100500 миллионов раз и постить всякие селфи с такими же «бизнесменами», а социальные сети свои вести так, будто ты с утра до вечера убиваешься в своем модном офисе (это дома мама тебе на самом деле выделила самый красивый стол, и папа с работы принес офисное кресло)
  • начать что-то делать. Производить, продавать, мутить, проворачивать, крутиться – глаголы, смыслов в которых намного больше, чем в модных словах «бизнесменов».

Антон: Не думаю, что обладаю достаточным опытом, чтобы раздавать рекомендации. Но охотно поделюсь с вами фразой, в правдивости которой убедился лично: «Успех – это количество попыток». Были задачи, к которым мы подступали с разных сторон, а решение находилось с десятой попытки. И это нормально. Процент удачных и неудачных принимаемых решений у всех у нас примерно одинаков. Предприниматели отличаются лишь тем, что делают больше попыток. Надо пробовать, принимать неудачи, снова пробовать, и так до тех пор, пока решение не будет найдено, либо вы не поймете, что это вообще «не ваше» и не решите бросить. Но попробовать заняться бизнесом стоит каждому.