ПУТЬ К УСПЕХУ: «эффект Пигмалиона»

EduSmi продолжает недельный марафон «Путь к успеху». Сегодня говорим о «эффекте Пигмалиона».

Итак, «Эффект Пигмалиона» или как его еще называют по фамилии создателя «эффект Розенталя» доказывает что человек, твердо убежденный в чем-то, непроизвольно ведет себя так, что его убеждение становится реальностью.


gerome-jean-leon-pygmalion-et-galatee.-fine-art-print-poster.-sizes-a4-a3-a2-a1-002845-5502-pТак кто же такой Пигмалион? 

Пигмалион — герой древнегреческого мифа, царь Кипра и очень талантливый скульптор. По легенде, он изваял статую прекрасной девушки и назвал ее Галатеей. И чем дольше он любовался ею, украшал голову венками, одевал в дорогие одежды, шептал слова любви, тем меньше его привлекали девушки из плоти и крови, а красавица из слоновьей кости казалась все прекраснее и желаннее.

И тогда Пигмалион обратился с мольбой к богине любви Афродите, он просил оживить его возлюбленную . И богиня согласилась исполнить его просьбу. Вернувшись в мастерскую, он наконец-то увидел то, чего желал всем сердцем, – ожившую Галатею. Живая, теплая и любящая – она оказалась именно такой, какой и хотел видеть ее Пигмалион. Он получил то, что хотел, — его вера и страстное желание помогли мечте воплотиться в реальность. Подобный феномен оправдывающихся ожиданий и лег в основу «эффекта Розенталя».


Роберт Розенталь в 1966 году провел интересный эксперимент в одной из американских школ под предлогом тестирования учащихся на уровень интеллекта.

Учителям было сказано, что среди их учеников есть дети очень способные и совсем неспособные. В действительности же между двумя группами не было никакой разницы, и уровень способностей был примерно одинаковым. Однако ожидания учителей, связанные с учениками, оказались разными. В результате группа якобы более способных учащихся при анонимном тестировании  получила более высокие оценки, чем группа «менее» способных учащихся. Ожидания учителей каким-то непостижимым образом передались ученикам и повлияли на их реальные академические успехи.

И сегодня эффект Пигмалиона находит отражение во многих бытовых ситуациях.

  1. Человек, искренне доверяющий соннику, видит во сне медведяRobertRosenthal-585x394 (к невежеству со стороны окружающих) и кошку (к предательству и обману). Нетрудно догадаться, как может сложиться его день. Собственно, здесь действует принцип: кто ищет, тот найдет.
  2. Если, вы, например, приходите на новую работу, и вас предупреждают коллеги, что будущий начальник — невыносимы человек, то с первого дня вы будете видеть в нем монстра, и ваши отношения изначально будут напряженными. Розенталь бы сказал: «Увидеть то, во что сильно веришь, вполне возможно».
  3. Когда руководители, высоко оценивающие своих подчиненных и ожидающие от них хороших результатов, получают более высокие результаты — «эффект Пигмалиона»; а начальство, считающее своих подчиненных сборищем лентяев и тугодумов (т.е. изначально настроенное на плохие результаты)  получает именно их — да-да, тоже «эффект Пигмалиона».

 

snake-martini-oliveУместна здесь будет притча о глупом крестьянине.

Одного глупого крестьянина послали с визитом в дом своего хозяина. Хозяин провел его в кабинет и предложил суп, но как только крестьянин взялся за ложку, то заметил в своей тарелке маленькую змею. Чтобы не обидеть хозяина, он все-таки съел суп.

Через несколько дней он так тяжело заболел, что вынужден был снова вернуться в дом к хозяину. Тот вновь провел его в кабинет и приготовил лекарство в маленькой чашке, которую затем и передал крестьянину. Собравшись сделать первый глоток, крестьянин вновь заметил в своей чашке маленькую змею. На этот раз он решил не молчать и громко сказал, что именно по этой причине он и заболел в прошлый раз.

Захохотав, хозяин указал на потолок, где висел большой лук. «В своей чашке ты видишь не змею, а отражение лука, — сказал он. — Никакой змеи нет». Крестьянин вновь взглянул на свою чашку и, конечно же, там была не змея, а простое отражение. Он покинул дом своего хозяина, так и не выпив лекарства, и ‘был здоров уже через день.


 

Воспринимая ограниченные взгляды и убеждения о себе или окружающем мире, мы проглатываем воображаемую змею. И она всегда реальна… до тех пор, пока мы не убедимся в обратном,

Стоит только подсознанию воспринять какое-то убеждение или идею, независимо от того, верна она или нет, как оно начнет методично вырабатывать мысли, подтверждающие это убеждение.

EduSmi желает вам не воспринимать всерьез ограниченные взгляды о себе или окружающем мире, помните — мысли материализуются!

Другие феномены в рамках марафона «Путь к успеху:

«ТЕОРИЯ ВЕДРА С КРАБАМИ»

«ЭФФЕКТ РИНГЕЛЬМАНА»

«ТЕОРИЯ САМООГРАНИЧЕНИЯ»

«ЭФФЕКТ ОРЕОЛА»

«СИНДРОМ ДЖЕНОВЕЗЕ»

«ЭФФЕКТ АУДИТОРИИ»