Манипуляции в рекламе

Доверяете ли вы каждому слову, которое вам говорят? Вряд ли найдется много людей, которые действительно наивно принимают на веру любое утверждение и заявление. Находясь где угодно, вы окружены колоссальным потоком информации, который лишь увеличивается. Человек уже научился определять не реагировать на очевидную рекламу и желание заработать на нем.

ВЦИОМ, например, сообщает, что по итогам исследования, проведенного в октябре 2012 большинство россиян по-прежнему не доверяют рекламе (61%),  число считающих рекламу отчасти правдивой (с 27 до 31%), а респондентов, верящих в рекламу – меньшинство(6%). Забавный факт: наибольшую часть из них составляют обеспеченные люди, в то время как люди с невысокими доходами чаще всего отвечают недоверием к рекламе.

Однако каким-то магическим образом, применяя нужные приемы, человек все-таки начинает интересоваться продуктом, предлагаемым надоедливыми слоганами. Какой, должно быть, силой обладает слово, раз заставляет человеческий мозг остановиться и заострить на чем-то свое внимание. Однако, только правильное использование речевых конструкций может привести к желаемому результату. Манипуляции в текстах являются эффективным способом влияния на интерес потребителя.

Существует несколько типов манипуляции:

  • Эвфемизмы. Стоит использовать такие определения, чтобы не вызывать негативных ассоциаций. Человек нейтрально воспримет словосочетание «люди с низким доходом» в отличие от «бедные люди». В голове сразу Достоевский и много сожаления к этим самым «бедным людям». Манипуляция это потому, что заставляет человека забыть о существующих проблемах в той или иной области.
  • Подмена понятий. Человек перестает сопоставлять один факт с другим. Новый шампунь называют инновацией, совершающий переворот в ухаживании за волосами. Яркое слово врезается в память, а за ним, должно быть, и название продукта.
  • Сравнение в пользу манипулятора. Использование данного типа отвечает на вопрос «А чем другой бренд хуже?». Реклама уверяет  и пытается доказать, что товар, который она представляет определенно лучше, чем у конкурентов на рынке. Зачастую, ей это удается и человек предпочитает один бренд другому.
  • Переосмысление. На самом деле, хорошая манипуляция. Заставляет человека находить плюсы в, казалось бы, не самых приятных ситуациях. Неудачное стечение обстоятельств заставляет использовать тот или иной товар, благодаря которому, естественно, спасается положение.
  • Вживленная оценка. Самый простой, на мой взгляд, прием. К названию продукта приклеивается определение, которое уже можно считать частью названия. Одно слово соединяется с именем бренда и формирует в сознании человека определенный образ, заставляющий присвоить те или качества к самому товару. В зависимости от самого образа, человек выбирает себе подходящий.
  • Речевое связывание. Тут уже манипуляция играет на желании человека увидеть свое будущее и узнать, что там сбылись все его мечты. Используются сочетания типа: «после того как», «перед тем как» и т.п. Манипуляции предугадывает действия человека, заставляя его заволноваться. Реклама говорит: «До того как вы закроете наш видеоролик, мы хотим убедить вас в необходимости обладания нашим продуктом». Человеку сообщают, что знают о реакциях на рекламу, а тем самым заинтересовывают.
  • Импликатуры. Здесь всех хвалят. Нам говорят, насколько мы уже хороши, якобы давая возможность стать еще лучше. Такая реклама так или иначе может заставить человека улыбнуться, даже если он лишь посмеется над написанным. А, возможно, прибавит уверенности. Самое главное, что человеку нравится слышать комплименты. Существует еще частный вид импликатуры «ложный выбор». Допустим, что нам представляют новую линейку, состоящую из нескольких видов товара. Использование данной техники заставляет человека выбирать из нескольких вещей свою собственную, подходящую именно ему. «Каков твой аромат?» — «Мой – тот, что в розовом флаконе» — отвечает потребитель, хотя «своим» назвать еще не может никакой. Но он уже заранее сделал свой выбор.
  • Риторический вопрос. Убеждает человека в том, что его поиски закончены. Потребитель всегда может в чем-то нуждаться, он постоянно ищет нужный ему товар. Но реклама уже давно для него все нашла. Такая манипуляция эффективна тем, что сразу сообщает о том, что можно расслабиться и не совершать лишних движений. Те свойства, которые вы хотели бы видеть, у того или иного продукта уже ему присвоены. «А вы сомневались?»

Реклама должна быть качественной, в первую очередь. Она не может играть на чувствах аудитории, иначе манипуляция становится слишком очевидной, а бренд – грязным. Хорошая реклама – это искусство, а зарабатывание денег на чужих комплексах должно стать порицаемым явлением. Надеюсь, что вам встретиться качественная реклама, а манипуляции не станут управлять вашими действиями.